
Затрону очень банальную тему, о которой много говорят психологи, коучи, социологи, жители мегаполисов и не только — тему тишины. Все её ищут: на базах отдыха, в медитативных центрах, в деревнях, в горах. Я расскажу о своём опыте обретения тишины.
Многим знакомо, как под вечер разрывается голова от чтения новостей, переизбытка информации, угнетающего шума транспорта. У меня так же. Часто приходишь домой, а шум навязчиво бежит в след, клянча к себе внимания. Мучаясь от этого, я искал разные способы побороть шум. Тоже пытался уходить в лес, уезжать в деревню.
Декорации менялись, но внутри так и ощущал себя, словно среди толпы в час-пик. И я понял: тишина, которой все желают — это не отсутствие звуков. Тишина — это состояние ума. Для неё не требуется ухода куда-то, чтобы уж точно никто не мешал, сосед не сверлили стены, ребёнок не плакал.
Наше внимание сегодня дороже золота. За него борются реклама, соцсети, работа. Они перетягивают его, как канат, тем самым разрывая наш ум на множество частей. От этого гудит голова, появляется усталость и уныние. Я искал спасения. И нашел. В чем?
Помогала справиться молитва. Точнее, — самые первые минуты предстояния пред Богом. Я вставал. Бывало с большим усилием. Голова ничего не хотела думать. А время заполночь. Вспоминал совет благочестивого составителя молитвослова: «Немного помедли, чтобы все чувства твои успокоились и мысли твои оставили все земное. И тогда произноси молитвы».
Чувства начинали успокаиваться. Город бежал, спешил дальше. На дороге — машины, во дворе — люди. А в моей комнате — Неспешный Бог.
И не заперт Он был в комнате. Бог весь день был со мной, в этом шуме, просто я не обращался к Нему. Вот и не ощущал его Присутствия и тишины.
А вечером, когда встал перед иконами, молился и сожалел, что опять прожил целый день в суматохе. Казалось что жил, смотрел новости, общался, ездил по делам, а получается, будто спал. Не было ясности сознания и видения своей жизни.
Вот такой опыт, как молитва для меня стала входом в истинную реальность жизни и тишину.
Благодаря ей можно обойтись без далёких поездок и дорогих консультаций. В любом положении и любом месте: на улице, в вагоне, в давке остановить свои якобы особо важные мысли и отдать этот момент Богу. Помолиться, как умеешь. Ведь молитва не просто чтение текстов, это даже не просто общение с Богом, она дверца, которую Господь приоткрывает, чтобы мы могли иметь жизнь, полноценную и ясную вместе с Ним. Поэтому апостол Павел советует всем непрестанно молиться и радоваться, ибо такова Воля Божья о нашей жизни.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер