Когда-то мы с детьми совсем еще маленькими, читали наивную, но очень трогательную книжку Полианна. Полианна – девочка-сирота, которая переселяется жить к строгой тете и начинает менять все вокруг себя. Она играет с жизнью в увлекательную игру под названием «найди во всем хорошие стороны». Она объясняет безрадостным взрослым:
«Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы и нечему... Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно…»
Все происходит довольно хрестоматийно, однако читать книгу с детьми было,как я считаю, и забавно и полезно. Конечно, строгая тетя смягчается, соседи и все, кто встретился на пути, заражаются энтузиазмом сиротки и начинают меняться к лучшему. Саму книжку пересказывать не буду. Ее можно прочитать с детьми и найти в ней кроме морали довольно милый юмор. Этот жанр называется сентиментализм. Слова сентиментальный, сантименты и все от них производные приобрели в современном мире оттенок снисходительного пренебрежения. Но ведь сентиментальность в переводе - это просто чувствительность. А наивность – это как раз то, что мы теряем, выходя из прекрасного детства, если конечно вообще в детстве эту черту имели. Полианна действует на читателя очень напрямую, автор просто учит нас искать в жизни хорошие стороны, как бы жизнь ни казалась нам плоха, сложна или безрадостна в настоящий момент. Да, нас, искушенных в литературе читателей, это может позабавить. Но дети читают книгу с волнением и восторгом. Они еще не перешли грань хорошей наивности, и вполне может быть, что такое прямолинейное действие может очень положительно отозваться на их характере. Лечь, как говорят, на подкорочку. Ведь когда наши дети выйдут и из своего детства, и из-под нашей опеки – может быть, у них в подсознании останется образ девочки с очень тяжелой жизнью, ищущей во всем светлые стороны. Которая уверяет окружающих, что в любой ситуации, в любой болезни, беде, в любой яме, в любой темной комнате можно найти то, за что благодарить Бога. Если быть откровенной – я, дипломированный литературный критик, читая со своими сыновьями и дочкой эту книжку, часто роняла скупую материнскую слезу. И мне совсем не стыдно в этом признаться. И я право не знаю, почему слово сентиментальность и благодарность так непопулярны у нас. У нас, которые считают себя интеллектуалами. Которые прочитали много сложных и умных книг. И знаете, этот поиск радости и того, за что можно сказать спасибо Богу – не раз и не два пригодился нам в жизни. Которая,ох как бывает, безрадостна иногда. Но только для тех, кто никогда не пробовал играть в игру под названием «ой, как я рад!». И –да, порой так нелегко находить убедительные аргументы в этой игре. Надо очень, очень хорошо искать!
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема