Когда-то мы с детьми совсем еще маленькими, читали наивную, но очень трогательную книжку Полианна. Полианна – девочка-сирота, которая переселяется жить к строгой тете и начинает менять все вокруг себя. Она играет с жизнью в увлекательную игру под названием «найди во всем хорошие стороны». Она объясняет безрадостным взрослым:
«Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы и нечему... Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно…»
Все происходит довольно хрестоматийно, однако читать книгу с детьми было,как я считаю, и забавно и полезно. Конечно, строгая тетя смягчается, соседи и все, кто встретился на пути, заражаются энтузиазмом сиротки и начинают меняться к лучшему. Саму книжку пересказывать не буду. Ее можно прочитать с детьми и найти в ней кроме морали довольно милый юмор. Этот жанр называется сентиментализм. Слова сентиментальный, сантименты и все от них производные приобрели в современном мире оттенок снисходительного пренебрежения. Но ведь сентиментальность в переводе - это просто чувствительность. А наивность – это как раз то, что мы теряем, выходя из прекрасного детства, если конечно вообще в детстве эту черту имели. Полианна действует на читателя очень напрямую, автор просто учит нас искать в жизни хорошие стороны, как бы жизнь ни казалась нам плоха, сложна или безрадостна в настоящий момент. Да, нас, искушенных в литературе читателей, это может позабавить. Но дети читают книгу с волнением и восторгом. Они еще не перешли грань хорошей наивности, и вполне может быть, что такое прямолинейное действие может очень положительно отозваться на их характере. Лечь, как говорят, на подкорочку. Ведь когда наши дети выйдут и из своего детства, и из-под нашей опеки – может быть, у них в подсознании останется образ девочки с очень тяжелой жизнью, ищущей во всем светлые стороны. Которая уверяет окружающих, что в любой ситуации, в любой болезни, беде, в любой яме, в любой темной комнате можно найти то, за что благодарить Бога. Если быть откровенной – я, дипломированный литературный критик, читая со своими сыновьями и дочкой эту книжку, часто роняла скупую материнскую слезу. И мне совсем не стыдно в этом признаться. И я право не знаю, почему слово сентиментальность и благодарность так непопулярны у нас. У нас, которые считают себя интеллектуалами. Которые прочитали много сложных и умных книг. И знаете, этот поиск радости и того, за что можно сказать спасибо Богу – не раз и не два пригодился нам в жизни. Которая,ох как бывает, безрадостна иногда. Но только для тех, кто никогда не пробовал играть в игру под названием «ой, как я рад!». И –да, порой так нелегко находить убедительные аргументы в этой игре. Надо очень, очень хорошо искать!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема