Вспомнился случай из жизни, связанный с записью самого первого музыкального альбома.
Я со своими двумя друзьями — музыкантами, находился с паломничеством в Высоцком мужском монастыре в городе Серпухове. В то время мы только начинали нашу концертную деятельность. Помню, как мы были взволнованы, когда нам предложили выступить с концертом в Троицком соборе — музее!
Мы не ожидали такого сердечного и тёплого приёма от местных жителей этого древнего, славного города! По завершению выступления, нас окружили корреспонденты местного телевидения и радио. Кто-то из них спросил нас о том, есть ли у нас мечта? На тот момент, мы желали одного — записать и выпустить альбом с древними литургическими песнопениями.
Поскольку мы находились в обители преподобного Афанасия Высоцкого, то решили обратиться к нему с горячей просьбой о том, что бы он нам помог в делании восстановления традиций древнего, канонического пения.
Отчетливо помню, что мы дочитывали акафист преподобному, когда нас позвали к монастырским воротам. Мы впервые были в этом городе и практически никого не знали, поэтому очень удивились, что нас кто-то хотел видеть.
Действительно, у ворот стоял совершенно незнакомый нам человек. Он был несколько смущен и все не решался начать разговор. Однако, неловкость эта продолжалась недолго и он, пересилив свою застенчивость, предложил нам финансовую помощь для записи и издании нашего диска, о котором мы мечтали! Нашему удивлению и радости не было предела. Ещё бы! Ведь мы буквально несколько минут назад просили преподобного о помощи.
Совсем скоро нашлось ещё двое благодетелей, и таким образом у нас появилась нужная сумма, которой вполне хватало для записи и издательства компакт диска.
Вскоре мы записали то, что планировали и дело осталось за малым — сделать обложку и наконец издать наш первый диск. С момента начала работ прошло уже более 4х месяцев, но сроки выпуска каждый раз откладывались по разным причинам. Как мы не подгоняли издателей — ничего не выходило! Становилось понятно, что сделать тираж в подарок к престольному празднику обители — уже не успеть. Но говорят, что человек предполагает, а Господь располагает. Нам оставалось только одно — ждать...
Прошел еще один месяца. Был удивительно тихий и солнечный, сентябрьский день. Только закончилась божественная литургия. Мы с братией монастыря шли на трапезу, когда мне позвонили и сказали, что тираж готов, и я могу его забрать.
Я поспешил обрадовать своих коллег известием о благополучном завершении работы над альбомом, когда взгляд мой упал на раскрытый месяцеслов , лежащий на аналое.
На календаре было 25 сентября — день памяти преподобного Афанасия Высоцкого!
Как часто бывает так, что мы непременно хотим во что бы то ни стало получить просимое, буквально в ту же секунду и ни часом позже. Но Господь подчас даёт нам испытания для укрепления нашей веры, по особому Своему Промыслу.
Стоит ли говорить о том, что с тех пор мы стали считать преподобного нашим сугубым духовным покровителем, который явным образом показал нам свою чудодейственную помощь.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема












