Часто мой разговор с невоцерковленным человеком заканчивается спором. А иной раз и ссорой. Мы будто с разных берегов реки стараемся докричаться друг до друга. Безрезультатно. Оба желаем настоять на своём. Возможно, всё дело в моём мятежном духе и неспокойном сердце.
Но однажды удалось изменить вектор разговора, и плоды получились совсем другими.
Как-то раз ко мне неожиданно приехал друг Саша из Екатеринбурга. Ему нужно было где-то остановиться на пару дней между рейсами. Так неудачно были куплены билеты. Или удачно. Как посмотреть.
На те дни я запланировала поездку в Саввино-Сторожевский монастырь. А тут — Саша. Звать его с собой или не звать? Неловкая ситуация. Мы знакомы с его семьей знакомы давно. Я знала что они с женой в храм не ходят, старшую дочку крестили, потому что, вроде, так надо, а младшую не стали. Мол, вырастет, сама выберет. И сами они крестики не носят.
В общем, решилась я и предложила своему гостю поехать со мной в паломничество. Саша согласился. Слава Богу.
Приехали в монастырь к литургии. Я пошла в храм, а Саша не захотел, пошёл, гулять по обители. После службы я присоединилась к нему. Мне в этот раз не хотелось спорить на духовные темы. Мы ходили молча минут 15. Потом я спросила: «Хочешь, расскажу тебе про обитель?». Саша согласно кивнул. И я стала рассказывать про монастырь, про Савву Сторожевского. Про то, что он был учеником преподобного Сергия Радонежского. Про святого Сергия мой друг знал. Слушал с интересом.
За разговором мы спустились к колодцу, который выкопал святой Савва. Выпили воды. Потом зашли в церковную лавку. Встали в очередь подать записочки. Свечница рассказывала покупательнице перед нами о том, какие праздники отмечаются в этом месяце. И вдруг Саша спросил:
— Какое сегодня число?
— Четырнадцатое июля.
— Так мы в этот день старшую дочку крестили три года назад!
— Вот это да! — мы оба замолчали — вот так совпадение. Спустя столько времени, ты снова в храме в этот день. Привёл Господь. Давай это как-нибудь отметим! — предложила я.
Как раз подошла наша очередь. Я подала записочки и купила крестик.
— Саша, хочу сделать тебе подарок. В память об этом дне, и монастыре, и, конечно, крестинах твоей старшей дочери. Как ты к этому отнесёшься?
— Спасибо, Анни, тронут.
И он сразу крестик надел. Я была так рада! Потом, уже в аэропорту, прощаясь Саша сказал — «вернусь домой, предложу жене младшую дочь крестить».
На обратном пути в машине я размышляла, почему у меня раньше получались такие дерзкие разговоры с невоцерковленными людьми? Почему все они заканчивались спорами, а этот принёс добрые плоды? Может, благодать святой обители повлияла? Окутала нас обоих, что не захотелось нарушать душевного равновесия.
Апостол Павел писал, что надобно наставлять людей в духе кротости и смирения. Но как тяжело достичь и сохранить это состояние. Даже когда стремимся сделать доброе дело, мы остаёмся в плену своих страстей — гордости, осуждения, вспыльчивости. Часто это мешает достучаться до человека, не знающего Бога.
В этот раз получился диалог, похожий на молитву. Господь так устроил, что одному даровались нужные слова, а у другого открылся слух, способный эти слова принять.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







