
Часто мой разговор с невоцерковленным человеком заканчивается спором. А иной раз и ссорой. Мы будто с разных берегов реки стараемся докричаться друг до друга. Безрезультатно. Оба желаем настоять на своём. Возможно, всё дело в моём мятежном духе и неспокойном сердце.
Но однажды удалось изменить вектор разговора, и плоды получились совсем другими.
Как-то раз ко мне неожиданно приехал друг Саша из Екатеринбурга. Ему нужно было где-то остановиться на пару дней между рейсами. Так неудачно были куплены билеты. Или удачно. Как посмотреть.
На те дни я запланировала поездку в Саввино-Сторожевский монастырь. А тут — Саша. Звать его с собой или не звать? Неловкая ситуация. Мы знакомы с его семьей знакомы давно. Я знала что они с женой в храм не ходят, старшую дочку крестили, потому что, вроде, так надо, а младшую не стали. Мол, вырастет, сама выберет. И сами они крестики не носят.
В общем, решилась я и предложила своему гостю поехать со мной в паломничество. Саша согласился. Слава Богу.
Приехали в монастырь к литургии. Я пошла в храм, а Саша не захотел, пошёл, гулять по обители. После службы я присоединилась к нему. Мне в этот раз не хотелось спорить на духовные темы. Мы ходили молча минут 15. Потом я спросила: «Хочешь, расскажу тебе про обитель?». Саша согласно кивнул. И я стала рассказывать про монастырь, про Савву Сторожевского. Про то, что он был учеником преподобного Сергия Радонежского. Про святого Сергия мой друг знал. Слушал с интересом.
За разговором мы спустились к колодцу, который выкопал святой Савва. Выпили воды. Потом зашли в церковную лавку. Встали в очередь подать записочки. Свечница рассказывала покупательнице перед нами о том, какие праздники отмечаются в этом месяце. И вдруг Саша спросил:
— Какое сегодня число?
— Четырнадцатое июля.
— Так мы в этот день старшую дочку крестили три года назад!
— Вот это да! — мы оба замолчали — вот так совпадение. Спустя столько времени, ты снова в храме в этот день. Привёл Господь. Давай это как-нибудь отметим! — предложила я.
Как раз подошла наша очередь. Я подала записочки и купила крестик.
— Саша, хочу сделать тебе подарок. В память об этом дне, и монастыре, и, конечно, крестинах твоей старшей дочери. Как ты к этому отнесёшься?
— Спасибо, Анни, тронут.
И он сразу крестик надел. Я была так рада! Потом, уже в аэропорту, прощаясь Саша сказал — «вернусь домой, предложу жене младшую дочь крестить».
На обратном пути в машине я размышляла, почему у меня раньше получались такие дерзкие разговоры с невоцерковленными людьми? Почему все они заканчивались спорами, а этот принёс добрые плоды? Может, благодать святой обители повлияла? Окутала нас обоих, что не захотелось нарушать душевного равновесия.
Апостол Павел писал, что надобно наставлять людей в духе кротости и смирения. Но как тяжело достичь и сохранить это состояние. Даже когда стремимся сделать доброе дело, мы остаёмся в плену своих страстей — гордости, осуждения, вспыльчивости. Часто это мешает достучаться до человека, не знающего Бога.
В этот раз получился диалог, похожий на молитву. Господь так устроил, что одному даровались нужные слова, а у другого открылся слух, способный эти слова принять.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема