Слово “порядочный” в нашем языке приобрело негативно-иронический оттенок - “порядочный” это такой светский фарисей, человек, уверенный, что уж-он то точно не такой, как прочие люди, человек, демонстрирующий презрительную самоправедность - но очень часто даже без какой-либо веры в Бога.
Однако само понятие порядочности надо бы вытащить из-под завала таких ассоциаций - потому что оно очень важно.
У нас принято свысока смотреть на добропорядочного обывателя, который верит в Бога, заботится о семье, ходит в Церковь, дает десятину на храм и еще какие-то пожертвования на благотворительность, добросовестно исполняет свою обязанности на работе и имеет хорошую платежную историю.
Люди думают, что настоящая вера - это подвиги; это что-то невероятное, ломающее все стандарты уютной мирской добропорядочности, это мученичество, или - раз уж мучители в наше время водятся в других областях земного шара - удаление в пустыню и почти рукопашные схватки с бесами, по примеру древних подвижников. а порядочный обыватель, который добросовестно продвигается по карьерной лестнице и умеренно жертвует благотворительному фонду, где у него хорошие знакомые - это не то, нету в этом настоящего героизма.
Это соображение верно в одном отношении и неверно в другом. Вера это действительно подвиг. Но подвиг - в отличие от мечты о подвиге - это трудно и как правило, не щекочет самолюбие. Так юноша, мечтавший о воинской славе, развевающихся знаменах и героическом эпосе, оказавшись на плацу, начинает думать, что мечтал он немного не об этом.
Быть заботливым семьянином, верным прихожанином, честным гражданином и добросовестным работником трудно. Трудно быть добрым и терпеливым, ответственным и надежным. Трудно умеренно жертвовать - жертвовать вообще трудно. Это тяжелая, неинтересная и утомительная работа.
Конечно, святость выше добропорядочности, самопожертвование выше небольших денежных переводов, христианская любовь выше обычной доброты. Но перед тем, как карабкаться на высоты, надо заметить одну вещь - даже по снисходительным мирским меркам мы одичали. Не надо пока воспарять во области заочны - надо научиться гораздо более простым и базовым вещам. Терпению, доброте, вниманию к другим людям, добросовестному отношению к своим обязанностям. Научиться в чем-то себе отказать, сэкономить сто рублей и пожертвовать их. Да, негероично, трудно и скучно, и делать это придется по одному шагу за раз, ставя себе реалистичные цели и добиваясь их осуществления. Это и есть христианский подвиг - потому что выйти хотя бы на уровень добропорядочного обывателя, который хорошо заботится о семье и регулярно жертвует на благотворительность, будет уже великим достижением.
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.