
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» — гласит пятая заповедь.
Хорошо, когда оба родителя замечательные, и почитать их нетрудно. А если один из родителей или оба не заслуживают, как тебе кажется, почитания? Семья не сложилась, каждый из родителей строил свою жизнь, тебя наказывали зазря или не обращали внимания... Как уважать, любить в таком случае? И спрашиваешь себя — а надо ли?
Я росла в полной семье. У меня чудесная мамочка, моя лучшая подруга, поддержка, пример для подражания. Это она привела меня в Церковь. Я благодарна Богу за неё, и здесь с почитанием проблем нет.
Но вот с отцом ситуация сложнее. У нас никогда не было понимания и тёплого общения. Человек он категоричный, жесткий в суждениях и резкий на слово. Много времени проводил вне дома — либо работал, либо отдыхал где-то. Когда представилась возможность расстаться, мы сделали это без сожаления.
Это были времена моей бездуховной жизни, когда меня волновало только моё «Я», кто и что мне сказал, и как мне на это ответить. Однако непонимание духовных законов не освобождает от ответственности.
У меня была страшная обида на отца за его, как мне казалось, нелюбовь, неласковость. Говорю, «казалось», потому что, повзрослев, многое увидела под другим углом. С годами мне удалось, если не оправдать его, то, по крайней мере, понять.
Неудачи в карьере, предательство родных, осуждение друзей могли сломать человека. Отсюда такая агрессия и несдержанность в отношении тех, кто ближе всех — меня и мамы.
Мой отец военный, подполковник, очень по-солдатски скроен. Строил со мной отношения, как мог. Но он старался. Мне это не нравилось, и я оттолкнула отца. В какой-то момент попросила его больше мне не звонить и не искать встреч.
Имела я на это права? Сейчас считаю, что нет.
Однажды на исповеди в одном монастыре я сказала монаху, что не общаюсь с отцом. Он долго меня расспрашивал о тонкостях нашего конфликта, простила ли я по-настоящему, чтобы решить, допустить меня до Причастия или нет. Потому что это чрезвычайно важно — простить абсолютно.
По Божьей милости, мне было даровано простить задолго до этой исповеди. В отпуске я познакомилась с человеком, у которого рано не стало отца. До этого они жили в ссоре несколько лет, и теперь мой собеседник страшно сокрушался, что не успел помириться. Я стала рассказывать свою историю, и в этот момент поняла, что мои обиды — мелочь по сравнению с человеческой жизнью.
Вернувшись в город, я поехала к отцу. Номера телефона его у меня не было, а где жил, знала. Правда, не знала, жив ли. Был вечер ранней осени. Уже смеркалось, когда я подошла к дому. Глазами нашла окна отцовской квартиры. Они были открыты, работал телевизор. Больше часа собиралась с духом, даже стала подмерзать. И вдруг крикнула — «Папа!». Это слово прозвучало непривычно, даже голос дрогнул. Реакции никакой. Я повторила. Потом ещё. Открылась балконная дверь. Скорее интуитивно, чем зрительно, узнала отца, помахала рукой. Он, молча, закрыл дверь.
Я осталась стоять под фонарём и смотреть туда, где только что стоял мой отец. Когда пришло понимание, что он больше не выйдет, я прокричала — «Прости меня!». Потом ещё что-то про то, что я поняла свою неправоту и хотела бы всё исправить, но он больше не вышел.
Обида бывает крепче любых оков. Может окутать в свою паутину, как в саван, — не выбраться. Но для меня стало важным, чтобы обиды не было во мне, чтобы я простила. И не менее важным — понять свою вину и сказать, что поняла. Как знать, может быть, и у моего отца однажды возникнет желание простить.
Мне, во всяком случае, стало легче, что я с Божьей помощью смогла осознать ошибки и попросить за них прощения. Попытка помириться сделана. Ведь это — мой отец.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием, обещанием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Здесь не сказано — люби, восторгайся. Почёт — это то немногое, что мы можем и обязаны дать своим родителям в благодарность за жизнь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.