В интернете можно видеть, как люди подвизаются за разные великие правые дела - кто за пропаганду однополой любви, кто за невинно оклеветанного врагами товарища Сталина. Страсти кипят, манера изъясняться выдает глубокую взволнованность, любое предъявление доводов или фактов, несообразных принятым взглядам воспринимается как глубокое личное уязвление... Почему обсуждаемые вопросы приобретают для людей такое значение? Почему люди вообще реагируют с таким волнением и сердечной болью?
Что во всем этом бросается в глаза - это человеческая потребность в общности, осмысленности и оправдании. Люди ищут чего-то, что составляет их общность с другими, придает их жизни смысл и оправдывает ее перед... перед кем? Это как правило, не проговаривается. Но сама потребность в правоте налицо, и эта правота обычно обеспечивается принадлежностью к Великому Правому Делу.
При этом что больше всего возмущает людей - так это мысль, что их Великое Правое Дело это вовсе не Последняя и Главная Правда, не что-то абсолютно важное всем, а что просто пустота и бессмыслица, отнимающая время, силы и внимание от того, что действительно важно.
Между тем очень часто оно именно таково - просто пустота, имитация. Человек вкладывает "силу гнева, пламя страсти, и уверенность в победе" в что-то безнадежно фальшивое.
Священное Писание именно подобным образом характеризует идолов - не как какие-то реальности, противостоящие Богу, а как пустоту: "это совершенная пустота, дело заблуждения... (Иер.10:15)" — пишет пророк Иеремия.
Идолы ужасны не столько своим существом, сколько тем, что люди отвращают свои сердца от истинного Бога и посвящают их пустоте. Да, мы все нуждаемся в общности, осмысленности и оправдании. Но перед кем мы ищем быть оправданными? Перед чьим судом нам надо выйти правыми? Правоту по отношению к какому стандарту правоты, по отношению к какому закону мы хотим отстоять?
У нас есть где искать общности, осмысленности и оправдания - в Иисусе Христе. Когда человек отворачивается от живого Спасителя, чтобы поклониться мертвому диктатору - это глупость космических масштабов, не просто разврат, но разврат с фотошопом, блуд с пустотой.
К слову, пустота неприхотлива к упаковке — точно также она может продаваться и под видом великой борьбы с мертвым диктатором. Да под видом борьбы за что угодно, на упаковку можно нацепить хоть пару икон и благочестивых христианских лозунгов, не проблема.
Как говорит опять же пророк Иеремия, "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. (Иер.2:13)"
Часто так оказывается, что люди выбирают себе Великие Правые Дела как-то случайно - попался приятель, который увлекся этим же Делом, или встретился противник Дела, который, наоборот, раздражает... И человек выбирает тот или иной разбитый водоем. Но воды в нем не будет - никогда.
Есть только один источник воды живой - и это Христос. Наша жизнь, наша преданность, наше время и наши силы должны принадлежать Ему. Все остальное - нелепое идолослужение.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема