Время от времени мы слышим о страшных, бессмысленных злодеяниях террористов. Кто-то взорвал себя в пакистанской Церкви, полной молящихся, кто-то — на рынке.
Эти злодеяния поражает своей чудовищностью и полной бессмысленностью — жертвы ничем не угрожали злодеям и не нанесли им никакой обиды. Злодеи даже не могли получить никакой выгоды от своего преступления. Чистое, беспримесное, демоническое зло. Но как его видят те, кто его творят? Этот вопрос кажется почти кощунственным — они же убийцы, безумные фанатики... Но самое пугающее в этом случае то, что они — люди, как и все остальные. И они усматривают серьёзные, уважительные причины своему поведению. В своих-то глазах они вовсе не безумны.
Они уверены в том, что ведут справедливую борьбу. Что это они — жертвы обиды и несправедливости. Что они отражают агрессию. Что они сражаются за Бога и свой народ и идут при этом на великие лишения и страдания. И они действительно отдают свои жизни — бомбисты, во всяком случае, отдали. Они уверены, что, хотя Всевышний, конечно, запретил убивать невинных людей, люди, которых они убивают, виновны, а если кто невинный и попадётся — то что же теперь, и за Правду не бороться?
Хотя это люди совершенно другой культуры, в ходе их мыслей нет ничего принципиально иного, люди везде оправдывают свои злодеяния примерно одинаково. У них всегда есть серьёзные причины. Враги первые начали и вообще они ещё хуже. Если не дать врагам отпора, произойдёт что-то ужасное. Жертвы — плохие люди, которые полностью заслужили свою участь. Но при этом за их смерть несет ответственность кто-то другой.
Когда мы смотрим со стороны на этих абсолютно чужих нам террористов, мы понимаем, что все их отговорки, все их попытки как-то оправдать, даже героизировать свои действия — нелепость, выдающая крайнее безумие.
Но когда речь заходит о каком-то конфликте, где мы сами симпатизируем одной из сторон, оказывается, что в пользу кровопролития, которое творят те или другие «наши», можно привести массу самых убедительных доводов. По крайней мере, убедительных в наших глазах. Как у террористов есть убедительные в их глазах доводы.
Но в глазах посторонних эти доводы будут выглядеть таким же бредом. Как и в глазах Бога.
Бог дал нам заповедь «не убий». И Он дал нам, чтобы мы ее соблюдали — а не для того, чтобы мы находили убедительные причины ее нарушить.
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.
25 апреля. О значении культурного наследия
Сегодня 25 апреля. В этот день в 1895 году подписан указ об учреждении «Русского музея императора Александра III», ныне Государственного Русского музея.
О значении культурного наследия, — протоиерей Артемий Владимиров.