Время от времени мы слышим о страшных, бессмысленных злодеяниях террористов. Кто-то взорвал себя в пакистанской Церкви, полной молящихся, кто-то — на рынке.
Эти злодеяния поражает своей чудовищностью и полной бессмысленностью — жертвы ничем не угрожали злодеям и не нанесли им никакой обиды. Злодеи даже не могли получить никакой выгоды от своего преступления. Чистое, беспримесное, демоническое зло. Но как его видят те, кто его творят? Этот вопрос кажется почти кощунственным — они же убийцы, безумные фанатики... Но самое пугающее в этом случае то, что они — люди, как и все остальные. И они усматривают серьёзные, уважительные причины своему поведению. В своих-то глазах они вовсе не безумны.
Они уверены в том, что ведут справедливую борьбу. Что это они — жертвы обиды и несправедливости. Что они отражают агрессию. Что они сражаются за Бога и свой народ и идут при этом на великие лишения и страдания. И они действительно отдают свои жизни — бомбисты, во всяком случае, отдали. Они уверены, что, хотя Всевышний, конечно, запретил убивать невинных людей, люди, которых они убивают, виновны, а если кто невинный и попадётся — то что же теперь, и за Правду не бороться?
Хотя это люди совершенно другой культуры, в ходе их мыслей нет ничего принципиально иного, люди везде оправдывают свои злодеяния примерно одинаково. У них всегда есть серьёзные причины. Враги первые начали и вообще они ещё хуже. Если не дать врагам отпора, произойдёт что-то ужасное. Жертвы — плохие люди, которые полностью заслужили свою участь. Но при этом за их смерть несет ответственность кто-то другой.
Когда мы смотрим со стороны на этих абсолютно чужих нам террористов, мы понимаем, что все их отговорки, все их попытки как-то оправдать, даже героизировать свои действия — нелепость, выдающая крайнее безумие.
Но когда речь заходит о каком-то конфликте, где мы сами симпатизируем одной из сторон, оказывается, что в пользу кровопролития, которое творят те или другие «наши», можно привести массу самых убедительных доводов. По крайней мере, убедительных в наших глазах. Как у террористов есть убедительные в их глазах доводы.
Но в глазах посторонних эти доводы будут выглядеть таким же бредом. Как и в глазах Бога.
Бог дал нам заповедь «не убий». И Он дал нам, чтобы мы ее соблюдали — а не для того, чтобы мы находили убедительные причины ее нарушить.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема