В этом мире мы постоянно слышим о свободе - это одно из самых популярных слов, везде, от политической пропаганды до коммерческой рекламы. Под «свободой» понимается, прежде всего, свобода делать что хочешь, свобода от внешних ограничений - причем часто реклама (как и пропаганда) ненавязчиво подсказывает людям, чего именно они хотят. Но великие религиозные и философские традиции прошлого говорили и о другой свободе - свободе от наших внутренних пут. Люди всегда догадывались, что наши главные проблемы находятся у нас внутри. Иногда это бросается в глаза - когда, например, человек страдает алкоголизмом и не может отказаться от очередной порции яда. Иногда - не так жутко, но все равно неприятно, как, скажем, с привычкой к перееданию. Человек скован - но не снаружи, а изнутри. Но в этих случаях человеку относительно легко заметить свои цепи.
Бывает так, что человек, порабощенный гневом, ненавистью и яростью - которые разрушают его изнутри и душевно, и даже чисто физически - даже не может осознать, что с ним что-то не так, что нечто злое поработило и разрушает его жизнь.
Он уверен, что с ним-то все в порядке - он и свободен, и добр, и всем хорош, а ярость и ненависть - законная, уместная и справедливая реакция на каких-то других людей.
Так и с другими страстями - со стороны можно понять, что человек захвачен чем-то явно злым и пагубным, а он сам очень удивится, если вы скажете ему об этом.
Как говорит Христос, «всякий, делающий грех, есть раб греха». Сознаем мы это или нет, грех лишает нас свободы - и один из его симптомов в том и состоит, что он скрывает от нас этот факт.
Подлинная свобода приходит вместе с познанием Истины - у нас открываются глаза и мы видим, что глубоко запутались в пагубных пристрастиях и ложных представлениях о мире. Само по себе это открытие было бы глубоко удручающим - но мы видим, что у нас есть тот, кто пришел дать нам свободу, Христос.
Святой Апостол Павел говорит о “внешнем” и “внутреннем” человеке - и в самом деле, Бог видит нашего внутреннего человека, созданного по Его образу, который может быть глубоко скрыт за всем тем дурным и наносным, чем мы привыкли жить. И благодать Божия приходит, чтобы выпустить на волю это внутреннего, подлинного человека, который создан для вечной радости и вечной жизни. Освобождение может быть нелегким и негладким процессом - если мы предадимся Богу, Он доведет его до конца, когда гусеница нашей земной жизни превратится в бабочку жизни вечной.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











