Священное Писание настойчиво говорит о Суде Божием — событии, которое увенчает мировую историю, как мы ее знаем, когда все люди предстанут перед судейским престолом Бога, и примут воздаяние сообразно тому, что сделали в своей жизни.
С одной стороны, это долгожданное и радостное событие — наконец-то все неправды мировой истории будут исправлены, торжествовавшие злодеи столкнутся с правосудием, свет правды Божией разгонит все хитросплетения человеческой лжи, земля очистится от всего злого, и для спасенных начнется жизнь вечная и блаженная.
С другой — это событие глубоко пугающее. Мы все знаем, что мы согрешили. Мы, конечно, можем это отрицать — но мы не можем этого не знать. Мы можем делать вид, что не знаем, выстраивать сложные системы отрицаний и самооправданий — никто из нас на суде не сможет сказать, что не знал.
Даже самый решительный атеист знает о суде — как и все мы. Он (как и мы) выдает себя всякий раз, когда порицает других людей за их слова или поступки. Ведь чтобы порицать людей, нужно исходить из того, что существует закон, который они обязаны соблюдать, но не соблюдают. Атеист, который ругает и позорит оскандалившегося проповедника, тем самым провозглашает истину, которая известна ему также хорошо, как и всем нам — грех реален и заслуживает осуждения. Люди обязаны поступать определенным образом — честно, милосердно, воздержанно — и они виновны, если так не поступают. Но всякий раз, когда мы провозглашаем закон и суд для других, мы также провозглашаем его и для себя — нелепо считать себя исключением из общей подсудности.
Конечно, мы можем упорно отрицать реальность суда — пока мы на нем не окажемся. Но тогда уже будет поздно. Слово Божие призывает нас поступить по-другому — покаяться и принять оправдание.
Мы не можем изгладить наши грехи, и нам нечем искупить их. Но у нас есть Искупитель — Господь и Спаситель наш Иисус Христос, безгрешный Праведник, который пришел взять на Себя наши грехи и дать нам Свою праведность. Все, что обрекало нас на осуждение, все наши дурные дела, слова и мысли были возложены на него. Как говорит Священное Писание, «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6) Праведный суд Божий над нашими грехами уже совершился, когда Христос умер за нас на Голгофе.
Мы не можем оправдаться своей праведностью — но Бог может оправдать нас праведностью Христа. Для этого мы должны сдаться, капитулировать, признать свои грехи — грехами, и возложить свою надежду на Иисуса Христа. Это значит покаяться и уверовать, и Писание обещает, что всякий, кто сделает это, будет принят и оправдан Богом.
«Духовные смыслы романа «Преступление и наказание». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой праведный воин Феодор Ушаков». Сергай Лачин, Виктор Лещенко
У нас в гостях были создатели фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение»: сценарист, режиссер Сергей Лачин и автор идеи, генеральный продюсер Виктор Лещенко.
Мы говорили о святом праведном Фёдоре Ушакове, о его судьбе, удивительных фактах из жизни и о том, как создавался посвященный ему фильм.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Чти отца и мать...»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Анна Леонтьева, а также наш гость — благочинный Балтайского округа Саратовской епархии священник Олег Жиляков — поделились светлыми историями о том, как почитание родителей, уважение и забота о них вознаграждались Богом.
Все выпуски программы Светлые истории