Священное Писание настойчиво говорит о Суде Божием — событии, которое увенчает мировую историю, как мы ее знаем, когда все люди предстанут перед судейским престолом Бога, и примут воздаяние сообразно тому, что сделали в своей жизни.
С одной стороны, это долгожданное и радостное событие — наконец-то все неправды мировой истории будут исправлены, торжествовавшие злодеи столкнутся с правосудием, свет правды Божией разгонит все хитросплетения человеческой лжи, земля очистится от всего злого, и для спасенных начнется жизнь вечная и блаженная.
С другой — это событие глубоко пугающее. Мы все знаем, что мы согрешили. Мы, конечно, можем это отрицать — но мы не можем этого не знать. Мы можем делать вид, что не знаем, выстраивать сложные системы отрицаний и самооправданий — никто из нас на суде не сможет сказать, что не знал.
Даже самый решительный атеист знает о суде — как и все мы. Он (как и мы) выдает себя всякий раз, когда порицает других людей за их слова или поступки. Ведь чтобы порицать людей, нужно исходить из того, что существует закон, который они обязаны соблюдать, но не соблюдают. Атеист, который ругает и позорит оскандалившегося проповедника, тем самым провозглашает истину, которая известна ему также хорошо, как и всем нам — грех реален и заслуживает осуждения. Люди обязаны поступать определенным образом — честно, милосердно, воздержанно — и они виновны, если так не поступают. Но всякий раз, когда мы провозглашаем закон и суд для других, мы также провозглашаем его и для себя — нелепо считать себя исключением из общей подсудности.
Конечно, мы можем упорно отрицать реальность суда — пока мы на нем не окажемся. Но тогда уже будет поздно. Слово Божие призывает нас поступить по-другому — покаяться и принять оправдание.
Мы не можем изгладить наши грехи, и нам нечем искупить их. Но у нас есть Искупитель — Господь и Спаситель наш Иисус Христос, безгрешный Праведник, который пришел взять на Себя наши грехи и дать нам Свою праведность. Все, что обрекало нас на осуждение, все наши дурные дела, слова и мысли были возложены на него. Как говорит Священное Писание, «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6) Праведный суд Божий над нашими грехами уже совершился, когда Христос умер за нас на Голгофе.
Мы не можем оправдаться своей праведностью — но Бог может оправдать нас праведностью Христа. Для этого мы должны сдаться, капитулировать, признать свои грехи — грехами, и возложить свою надежду на Иисуса Христа. Это значит покаяться и уверовать, и Писание обещает, что всякий, кто сделает это, будет принят и оправдан Богом.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема