Шедевры мировой литературы рождались порой в самых прозаичных обстоятельствах. Забавную легенду на эту тему рассказывают, к примеру, биографы Александра Грина: обедал, мол, однажды тот в каком-то ресторанчике; подали блюдо и приборы. А писатель, оглядев стол, вдруг спросил у официанта: «А соль?» Так возник знакомый всем читателям образ юной девушки с необычным романтическим именем, упрямо ждущей на берегу моря корабль с алыми парусами. Вот и известный американский писатель О. Генри тоже однажды зашёл пообедать в старую нью-йоркскую таверну. Сел за столик, сделал заказ. Официант долго не возвращался, и писатель достал блокнот, чтобы сделать кое-какие заметки для будущих текстов. А вместо этого… буквально на одном дыхании, не выходя из-за столика, написал свою знаменитую, покорившую весь мир простотой и одновременно невероятной глубиной короткую рождественскую новеллу «Дары волхвов».
Сколько раз это произведение переиздавалось в одной только нашей стране в составе сборников, сосчитать трудно. А вот в издательстве «Рипол-классик» решили выпустить «Дары волхвов» отдельной книгой в серии «Шедевры книжной иллюстрации» - с удивительными рисунками ирландского художника-иллюстратора Патрика Линча.
Чудесную святочную историю о юных супругах Делле и Джиме Диллингхэм подробно пересказывать, пожалуй, нет нужды. Многим сюжет новеллы О. Генри «Дары волхвов» известен ещё со школьной скамьи. А по отношению к тем, кто встретится с её героями впервые, посвящение в подробности и вовсе стало бы преступлением! Но с точностью можно утверждать одно: в каком бы возрасте мы ни перечитывали это блестящее, тонкое, мудрое и, несмотря на столь краткую форму, необычайно остросюжетное произведение, оно вновь и вновь заставит нас и переживать, и сострадать, и улыбаться от счастья.
Мы будем горевать вместе с Деллой, у которой нет денег, чтобы купить любимому мужу рождественский подарок; станем любоваться её длинными каштановыми волосами и с трепетом следить, куда это она отправилась, так тщательно их расчесав. Будем с нетерпением ждать, когда вернётся с работы Джим и увидит, какой сюрприз приготовила ему жена. А потом - с нежностью смотреть на любящих супругов, в канун Рождества пожертвовавших друг для друга самым дорогим, что у каждого из них было.
Создав свою рождественскую новеллу столь спонтанно и написав таким лёгким, невесомо-простым языком, название ей О. Генри дал, тем не менее, кажется, совершенно обдуманно, в чём-то уподобив её героев библейским волхвам, принёсшим свои дары родившемуся Младенцу-Христу. Ведь если за подарком стоит бесконечная любовь, которая готова идти на жертвы; та, которая, по словам апостола Павла, не ищет своего, это - уже не просто праздничный сувенир, а настоящие Дары волхвов.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.