Поселок с веселым названием Новосемейкино расположен в 22 км к северу от Самары. Его история насчитывает не одно столетие. Упоминание о Семейкино встречается в архивах переписи населения 1750 года. В те времена, когда крестьяне, заселяли берега реки Сок и окрестности села Красный Яр, их называли «семейками». Отсюда и название.
Когда местные дети играют здесь в «войнушку», они даже не подозревают, как близка их игра по сути к тому, с чего начиналась история этих мест. Недалеко от Новосемейкино, на восток, остались следы Ново-Закамской оборонительной линии. Это место называется «исторический вал».
Строительство Старой Закамской оборонительной линии было завершено в 1657 году. Но эта линия многократно прорывалась нагайцами и башкирцами, и чтобы укрепить границу и расширить территорию, Петр I задумал возвести новую линию укреплений. Правда, реальное строительство новой линии началось уже при Анне Иоанновне. Окончательное решение о его начале было принято 26 апреля 1732 года. Канцелярия строительства находилась у нас, в Самаре. В строительстве принимало участие до 15 000 крестьян.
Линия представляла собой ров и земляной вал высотой до 4 метров. Через каждые 10-12 километров стояли крепости или редуты. Начиналась линия от Алексеевской крепости и шла к Красноярской, далее по реке Сок до Сергиевска. Через Тарханский лес и далее до Камы. Самый сильно укрепленный участок – от Самары до Сергиевска. Общая длина укреплений 230 километров. 180 из них в Самарской области. Из них 3/4 был земляной вал. Остатки как раз такого и сохранились в Новосемейкино. Через каждые 300 – 350 метров вал дополнительно укреплялся.
В 1743 году с сооружением Оренбургской укрепленной линии значение Ново-Закамской линии сильно упало.
Первый, построенный в Новосемейкино храм, о котором есть упоминание, стоял с 1848 года. Через полвека он сильно обветшал и в 1900 году на строительство каменной церкви из губернской казны выделили огромную по тем временам сумму – 37 300 рублей. Процесс рождения нового храма очень тормозила 1-ая мировая война и неурожайные годы. Лишь через 16 неспокойных, лет, в 1916 году, храм освятили в честь чудотворцев Космы и Дамиана. Но радость прихожан длилась недолго. Следующий год, как вы понимаете, был 1917-й. Настоятель храма был первой жертвой. Расстрел. Церковь заколотили гвоздями на 15 лет. Старожилы поселка вспоминают, как в 32-м году рушили храм трое сельчан – безбожников. Все они погибли лютой смертью. Одного зарезали в пьяной драке, другой утонул, третий попал под поезд.
Вера, вместе с надеждой и любовью, начали оживать в Новосемейкино в 1994 году с открытием молельного дома в здании бывшей библиотеки. И вновь начался тернистый путь к своему храму. Бабушки-прихожанки несли свои крохи с пенсий и складывали в копилочку на строительство. Потом подключились местные предприниматели, руководители поселка и района. 14 октября 2000 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в новом храме Космы и Дамиана, затаив дыхание, служили первую за последние 83 года Божественную Литургию.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема