Поселок с веселым названием Новосемейкино расположен в 22 км к северу от Самары. Его история насчитывает не одно столетие. Упоминание о Семейкино встречается в архивах переписи населения 1750 года. В те времена, когда крестьяне, заселяли берега реки Сок и окрестности села Красный Яр, их называли «семейками». Отсюда и название.
Когда местные дети играют здесь в «войнушку», они даже не подозревают, как близка их игра по сути к тому, с чего начиналась история этих мест. Недалеко от Новосемейкино, на восток, остались следы Ново-Закамской оборонительной линии. Это место называется «исторический вал».
Строительство Старой Закамской оборонительной линии было завершено в 1657 году. Но эта линия многократно прорывалась нагайцами и башкирцами, и чтобы укрепить границу и расширить территорию, Петр I задумал возвести новую линию укреплений. Правда, реальное строительство новой линии началось уже при Анне Иоанновне. Окончательное решение о его начале было принято 26 апреля 1732 года. Канцелярия строительства находилась у нас, в Самаре. В строительстве принимало участие до 15 000 крестьян.
Линия представляла собой ров и земляной вал высотой до 4 метров. Через каждые 10-12 километров стояли крепости или редуты. Начиналась линия от Алексеевской крепости и шла к Красноярской, далее по реке Сок до Сергиевска. Через Тарханский лес и далее до Камы. Самый сильно укрепленный участок – от Самары до Сергиевска. Общая длина укреплений 230 километров. 180 из них в Самарской области. Из них 3/4 был земляной вал. Остатки как раз такого и сохранились в Новосемейкино. Через каждые 300 – 350 метров вал дополнительно укреплялся.
В 1743 году с сооружением Оренбургской укрепленной линии значение Ново-Закамской линии сильно упало.
Первый, построенный в Новосемейкино храм, о котором есть упоминание, стоял с 1848 года. Через полвека он сильно обветшал и в 1900 году на строительство каменной церкви из губернской казны выделили огромную по тем временам сумму – 37 300 рублей. Процесс рождения нового храма очень тормозила 1-ая мировая война и неурожайные годы. Лишь через 16 неспокойных, лет, в 1916 году, храм освятили в честь чудотворцев Космы и Дамиана. Но радость прихожан длилась недолго. Следующий год, как вы понимаете, был 1917-й. Настоятель храма был первой жертвой. Расстрел. Церковь заколотили гвоздями на 15 лет. Старожилы поселка вспоминают, как в 32-м году рушили храм трое сельчан – безбожников. Все они погибли лютой смертью. Одного зарезали в пьяной драке, другой утонул, третий попал под поезд.
Вера, вместе с надеждой и любовью, начали оживать в Новосемейкино в 1994 году с открытием молельного дома в здании бывшей библиотеки. И вновь начался тернистый путь к своему храму. Бабушки-прихожанки несли свои крохи с пенсий и складывали в копилочку на строительство. Потом подключились местные предприниматели, руководители поселка и района. 14 октября 2000 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в новом храме Космы и Дамиана, затаив дыхание, служили первую за последние 83 года Божественную Литургию.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.