Как поразительно изменилось значение слова «нормально» в русском языке. Русские эмигранты начала и середины века не понимают этого слова, когда его употребляют современные жители России. «Как дела? — Нормально...» Мы имеем в виду — средне, ничего особенного, сойдет. «Как тебе новый фильм? — Нормальный такой фильм». «Какие у вас с ней отношения? — Нормальные…» Ну то есть, без проблем, без эксцессов.
А для русских эмигрантов такое употребление слова «нормально» — это в известной степени искажение смысла. Они во многом сохранили еще старое восприятие языка, и поэтому для них слово «нормально» — это производное от слова «норма». То есть, существует некая общепринятая норма, и если что-то ей соответствует, то это что-то — «нормальное».
Я говорю все это к тому, что в последнее время часто слышу от людей словосочетание «нормальный православный». Причем слышу я их либо от людей неправославных, либо от тех, кто к Православию себя причисляет, но в Церковь по каким-то причинам не ходит.
Например, я спрашиваю у таких людей: «Как складываются Ваши отношения с православными?» И мне отвечают: «Смотря с какими православными, с нормальными православными — нормально, а с фанатиками — не очень».
— А кто такие фанатики? — спрашиваю я.
И мне отвечают: «Ну, все посты строго соблюдать… Или прямо на все праздники в храм ходить… Это же фанатизм…»
— А кто такие нормальные православные?
— Ну, те кто к этим вещам как-то проще относятся…
Потрясающая вещь! Понятие о норме перевернулось с ног на голову. Получается, что жить полноценной церковной жизнью — с постами, молитвой и регуялрными богослужения — это фанатизм. А найти себе удобную веру, которая не требовала бы ни в чем себя менять и напрягаться, — это нормально. То есть, это соответствует некой норме. Только какой? Поразительно: нормой в сознании многих людей стала не искренняя вера, а теплохладность. А про теплохладность все предельно четко сказано в 3 главе Откровения Иоанна Богослова, также известном как Апокалипсис. Вот цитата: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…»
Почему такой жесткий приговор теплохладности? Я не богослов, но мне по-человечески это кажется очень понятным. Равнодушие — оно не может быть нормой. Равнодушие — это невозможность достигнуть цели. У верующего человека есть цель — быть ближе к Богу. И средства достижение этой цели — церковная жизнь: те самые посты, те самые молитвы и богослужения. Следовать этому и считать это важным — кому-то может показаться фанатизмом. А для меня это как раз норма. Стремиться к тому, что мне дорого. Иметь цель и идти к ней. Я считаю, что только так могу быть нормальным православным.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов