
Одна из самых почитаемых святынь Пензенского края — Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери. Предание о ее обретении записал в 1869 году архимандрит Евпсихий (Горенко), историк Нижнеломовского Богородицкого монастыря. Согласно составленной им летописи, в середине семнадцатого века казак Андрей Набоков нашёл в лесу, в окрестности города Нижний Ломов, образ Богородицы. Это был список иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Андрей доложил о случившемся воеводе Ивану Косагову, но тот вначале не поверил рассказу. Вскоре у воеводы тяжело заболел сын. Иван принял это несчастье, как наказание за неверие в чудо Божие и попросил священнослужителей города устроить крестный ход к месту явления Казанской иконы. Его просьбу исполнили. Горожане совершили молебен перед явленным образом, и сын воеводы выздоровел.
На месте обретения Нижнеломовской Казанской иконы установили часовню. К святыне потянулись люди с прошениями к Богородице. Царица Небесная откликалась на нужды людей, молящихся перед Её образом. Икона прославилась исцелениями. О чудесах, совершаемых ею, доложили царю Михаилу Фёдоровичу. Рядом с часовней, где хранился чудотворный образ, по царскому указу основали мужской монастырь. В нём построили каменную Казанскую церковь. Явленная икона заняла почётное место в иконостасе этого храма.
Возле святыни всегда молились паломники. По свидетельству архимандрита Евпсихия, чудесной помощи здесь искали не только православные, но и мусульмане. В годы эпидемий, неоднократно случавшихся в Пензенской губернии, Казанский образ защищал Нижний Ломов благодатью Божией Матери. Во время страшных засух жители окрестных деревень брали чудотворную икону в поля, служили молебны, и милость Божия являлась им в обильном дожде.
В советское время летопись Богородицкой обители умножилась скорбными страницами. Новые власти выгнали насельников из монастыря, снесли все храмы. Чудотворный образ считался утерянным.
Но пришло время возрождения святынь, и на месте явления Нижнеломовской Казанской иконы вновь появилась церковь. В 2004 году здесь открылось подворье Керенского Тихвинского монастыря. И главная святыня Нижнеломовской обители вернулась к месту своего обретения. Верующих прятали Казанскую икону от поругания в безбожное время, а в 2008 году возвратили её под своды монастырского храма. Богородица как встарь присутствует своим благодатным образом в Нижнем Ломове — откликается на молитвы, чудотворит и укрепляет в вере.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема