
Замысел романа «12 стульев» возник у его авторов не на пустом месте. Фабула этой трагикомичной истории была взята из реальной жизни. И прототипом Кисы Воробьянинова стал Николай Стахеев – знаменитый промышленник-миллионер и благотворитель. Предчувствуя революцию и все связанные с ней ужасы, он уехал во Францию, спрятав в своём московском особняке на Новой Басманной улице большие ценности. А когда уже после 1917 года тайком вернулся, чтобы забрать сокровища, был арестован. В обмен на свободу Стахеев показал, где спрятал клад. На эти деньги прямо в особняке Николая Дмитриевича соорудили Дом Культуры железнодорожников. Литературоведы полагают, что об этой истории знали Катаев, Ильф и Петров. Она и послужила основой для романа.
Может, в связи с упоминанием «барина из Парижа» у кого-то имя Николая Стахеева и вызовет ироническую улыбку, но только не у жителей Алушты. Те, кто знают историю своего города, помнят, сколько сделал для становления этого курорта Николай Дмитриевич. Будучи наследником огромного состояния в пять миллионов рублей, владельцем золотых приисков, нефтяных промыслов, фабрик, заводов, пароходств, Стахеев вошёл в историю и как предприниматель, работавший на благо России и как меценат, не жалеющий средств на образование, культуру и здравоохранение.
В Алуште Николай Дмитриевич появился в 90-ых годах 19-ого столетия. Приобрёл там землю и выстроил для своей семьи прекрасное имение с виллой. Один из самых красивых особнячков города расположился в Приморском парке среди экзотических растений. Парк Стахеев сделал доступной для всех желающих территорией. Деньги за вход с курортников и горожан, естественно, не брал.
Едва обжившись в Алуште, Николай Дмитриевич построил ночлежный приют на двести мест и ремесленную школу, земское училище и первый в городе театр, о котором давно мечтали местные власти. В 1904 году магнат открыл купальни с холодными и теплыми ваннами, с морской и пресной водой. Эти купальни расположились на набережной, которую благоустроил, оснастил фонарями и подарил городу Николай Дмитриевич. Её сразу назвали Стахеевской и она стала любимым местом для прогулок отдыхающих.
В путеводителе по Крыму тех лет о Стахееве писали, как о человеке, который совсем недавно поселился в Алуште, но много способствует её процветанию. Он вложился в строительство пристани, тысячу рублей истратил на устройство больницы - земского приёмного покоя. Пожертвовал крупную сумму на сооружение двухэтажного здания аптеки и усадьбы, в которой жили священнослужители. Открыл церковно-приходскую школу и выделил средства на украшение храма Феодора Стратилата.
Самой большой исторической достопримечательностью Алушты были руины средневековой крепости Алустон, которую построили ещё в шестом веке по велению византийского императора Юстиниана. Стахеев – человек не чуждый искусству – он приходился племянником художнику Ивану Шишкину и коллекционировал живопись – вложил деньги в реконструкцию и укрепление древних башен Алустона.
Николай Дмитриевич приезжал в Алушту редко, постоянно он жил в Москве. Его дворец на Новой Басманной прекрасно сохранился. После революции в нём, как и написано у Ильфа и Петрова, открыли клуб железнодорожников. А накануне Великой Отечественной войны особняк стал клубом детей железнодорожников. Кружков там было великое множество: от технических до творческих. Сюда бегали на свои первые репетиции совсем ещё юные Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. Чудесная вилла в Алуште так же отдана маленьким горожанам: в ней расположился Дворец детского и юношеского творчества.
Думается, что против этого «добрый, отзывчивый, немного чудаковатый», как писали о нём газеты, Николай Стахеев не стал бы возражать. К детям он всегда относился трепетно, ведь кроме своих четверых у него было семеро приёмных ребят.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.