
Замысел романа «12 стульев» возник у его авторов не на пустом месте. Фабула этой трагикомичной истории была взята из реальной жизни. И прототипом Кисы Воробьянинова стал Николай Стахеев – знаменитый промышленник-миллионер и благотворитель. Предчувствуя революцию и все связанные с ней ужасы, он уехал во Францию, спрятав в своём московском особняке на Новой Басманной улице большие ценности. А когда уже после 1917 года тайком вернулся, чтобы забрать сокровища, был арестован. В обмен на свободу Стахеев показал, где спрятал клад. На эти деньги прямо в особняке Николая Дмитриевича соорудили Дом Культуры железнодорожников. Литературоведы полагают, что об этой истории знали Катаев, Ильф и Петров. Она и послужила основой для романа.
Может, в связи с упоминанием «барина из Парижа» у кого-то имя Николая Стахеева и вызовет ироническую улыбку, но только не у жителей Алушты. Те, кто знают историю своего города, помнят, сколько сделал для становления этого курорта Николай Дмитриевич. Будучи наследником огромного состояния в пять миллионов рублей, владельцем золотых приисков, нефтяных промыслов, фабрик, заводов, пароходств, Стахеев вошёл в историю и как предприниматель, работавший на благо России и как меценат, не жалеющий средств на образование, культуру и здравоохранение.
В Алуште Николай Дмитриевич появился в 90-ых годах 19-ого столетия. Приобрёл там землю и выстроил для своей семьи прекрасное имение с виллой. Один из самых красивых особнячков города расположился в Приморском парке среди экзотических растений. Парк Стахеев сделал доступной для всех желающих территорией. Деньги за вход с курортников и горожан, естественно, не брал.
Едва обжившись в Алуште, Николай Дмитриевич построил ночлежный приют на двести мест и ремесленную школу, земское училище и первый в городе театр, о котором давно мечтали местные власти. В 1904 году магнат открыл купальни с холодными и теплыми ваннами, с морской и пресной водой. Эти купальни расположились на набережной, которую благоустроил, оснастил фонарями и подарил городу Николай Дмитриевич. Её сразу назвали Стахеевской и она стала любимым местом для прогулок отдыхающих.
В путеводителе по Крыму тех лет о Стахееве писали, как о человеке, который совсем недавно поселился в Алуште, но много способствует её процветанию. Он вложился в строительство пристани, тысячу рублей истратил на устройство больницы - земского приёмного покоя. Пожертвовал крупную сумму на сооружение двухэтажного здания аптеки и усадьбы, в которой жили священнослужители. Открыл церковно-приходскую школу и выделил средства на украшение храма Феодора Стратилата.
Самой большой исторической достопримечательностью Алушты были руины средневековой крепости Алустон, которую построили ещё в шестом веке по велению византийского императора Юстиниана. Стахеев – человек не чуждый искусству – он приходился племянником художнику Ивану Шишкину и коллекционировал живопись – вложил деньги в реконструкцию и укрепление древних башен Алустона.
Николай Дмитриевич приезжал в Алушту редко, постоянно он жил в Москве. Его дворец на Новой Басманной прекрасно сохранился. После революции в нём, как и написано у Ильфа и Петрова, открыли клуб железнодорожников. А накануне Великой Отечественной войны особняк стал клубом детей железнодорожников. Кружков там было великое множество: от технических до творческих. Сюда бегали на свои первые репетиции совсем ещё юные Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. Чудесная вилла в Алуште так же отдана маленьким горожанам: в ней расположился Дворец детского и юношеского творчества.
Думается, что против этого «добрый, отзывчивый, немного чудаковатый», как писали о нём газеты, Николай Стахеев не стал бы возражать. К детям он всегда относился трепетно, ведь кроме своих четверых у него было семеро приёмных ребят.
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема