
Гость программы — Николай Владимирович Ильин, советник директора государственного музея Эрмитаж, арт-менеджер, галерист, деятель искусства.
Ведущий: Алексей Козырев
А. Козырев
– Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире радио «Вера» программа «Философские ночи» и с вами ее ведущий Алексей Козырев. Сегодня у нас в гостях советник музея государственного Эрмитажа, арт-менеджер, деятель искусства и, что для нас очень важно, человек, которого зовут Николай Владимирович Ильин – это сын Владимира Ильина, выдающего русского богослова, философа. Ник, я тебя приветствую в студии радио «Вера».
Н. Ильин
– Спасибо большое.
А. Козырев
– Мне даже не верится, что мне удалось тебя затащить сюда, потому что ты настолько востребованный человек – выставка в Гуггенхайме, выставка в Берлине, выставка в Эрмитаже – ты организовал потрясающее, огромнейшее количество интереснейших арт-проектов. И я даже скажу, по секрету всему свету, что сотрудничаешь и с нашим философским факультетом.
Н. Ильин
– Да, с удовольствием.
А. Козырев
– Проводишь мастер-классы для наших студентов, рассказываешь им о современном искусстве, о том, как организуют выставки теперь. Ну мне хотелось бы поговорить и об этом тоже, но прежде всего вот о жизни, о детстве, о вере. Потому что ну не каждому достается такая непростая миссия – быть сыном философа. Я читал твои воспоминания, которые недавно вышли – вот в два года сидел на коленях у Бердяева.
Н. Ильин
– Да, это не помню, но это факт. Он был у нас один раз дома, у нас в старой квартире… И там всегда вообще какие-то люди были бесконечно, которые с папой общались и так далее. Мама работала в те времена, занималась недвижимостью, деньги зарабатывала, потому что профессионалы-теологи мало зарабатывали тогда, а семью надо кормить. Тем более моя старшая сестра балетом занималась, Лена, а меня послали в английскую школу, которая дорого стоила, когда мне 10 лет было. Я не говорил по-английски практически, но быстро научился. А когда я туда пришел, они меня дразнили: Froggie, Froggie – лягушка, потому что французы для них все лягушки. Ну я терпел, терпел, потом я...
А. Козырев
– Взял все в свои руки.
Н. Ильин
– По морде дал большому там, самому старшему, и потом все успокоились, больше никто не дразнил.
А. Козырев
– Ну все-таки вот начало – это Париж, да? Круги русской эмиграции.
Н. Ильин
– Париж. По-русски дома говорили все. А я с сестрой потом по-французски, ну так второе поколение. И я шел в детский сад, я шел по четвергам в школу при церкви на Рю Петель, там Библию изучали и так далее.
А. Козырев
– Это Трехсвятительское подворье, да, Московского Патриархата.
Н. Ильин
– Да, точно, там мы всегда туда шли и отец, мать.
А. Козырев
– Как в Париже называли Église Bolshevik.
Н. Ильин
– Ну это такой подвал был, кстати. И это не от любви к Советскому Союзу отца, который вообще он никогда не вернулся сюда, в отличие от матери. Я его помню в 53-м, когда мне было 9 лет что ли – он всегда внизу покупал газету «Фигаро», и поднялся, и орал: «Открывайте шампанское! Сдох этот человек –праздник! Давайте будем веселиться!» – это была смерть Сталина, на обложке «Фигаро» было все это написано.
А. Козырев
– Ну ведь и в России многие так кричали.
Н. Ильин
– Ну вообще я мало что понимал, но все время разговор шел о России. Дома читали «Русскую мысль». Бабушка читала газету «Комба», как ни странно. И атмосфера была ну чисто русская, да, там иконы повсюду были.
А. Козырев
– Ну то есть было сознание, что ты русский, да?
Н. Ильин
– Абсолютно. И я был в церкви все время по воскресеньям там и на Пасху и так далее. И все прекрасно. Даже наши дети потом, которые любили моих родителей, когда дочка была маленькая, там два года или три, я не помню, приехали в Париж. И мама говорит: ну давай мне Диану, я с ней погуляю в Champ de Mars – Марское поле рядом было. Мы с удовольствием – молодые родители, два-три часа свободы – это приятно. И когда она вернулась от прогулки, она говорила: я видела Дед Мороза, большая белая борода у него была. Мама ее потащила в церковь и крестила тайно, без нашего – ну мы не против, но просто так не сообщала.
А. Козырев
– То есть внучку крестила, да?
Н. Ильин
– Нет, нашу дочку.
А. Козырев
– Ну то есть для мамы это была внучка.
Н. Ильин
– Да. И потом когда-то моя жена вместе с мамой пошла в эту церковь, сопровождала просто, и на нее бросились там какие-то старушки, старики, колючие, бородатые: Надежда – такая фантастический ребенок, Надежда – это вообще страсть и красота. Она говорит: какая Надежда? Вы что-то путаете. Ну Диана – нельзя крестить человека Дианой. А Надежда – самое близкое было. Поэтому она стала Надежда.
А. Козырев
– В крещении Надежда.
Н. Ильин
– Да. Ну это так. И потом мама то же самое сделала с сыном – Михаил. Ну мы уже спокойно, в общем, на это смотрели.
А. Козырев
– А вот в семье в детстве чье влияние было больше, мамы или папы?
Н. Ильин
– Ну я был ближе к маме. Папа, он все время работал сидел. Я помню, когда выходил, уже постарше был, возвращаюсь скажем, в одиннадцать-двенадцать – он никогда не спал, он по ночам работал. И был очень доволен, когда кто-то входит – хотел чай поставить, говорить и так далее. А для меня в этом возрасте это было неохотно с ним общаться вообще, потому что он хотел рассказывать про свою работу, про философию, про религию и так далее. А меня это вообще не интересовало, когда мне было там 12–15 лет. Ну и он нежно ко мне относился, все хорошо.
А. Козырев
– Ну ребенку комиксы нужны, да, что-то.
Н. Ильин
– Ну в молодости я уже был хулиганом. Например, мы жили на втором этаже и внизу большой двор, каменные такие плитки. Я брал его ручки, их бросал, смотрел, как они ломаются там. И даже с куклами моей сестры это делал.
А. Козырев
– Сестра ругала? Вряд ли она была довольна.
Н. Ильин
– Да, ругала, чуть не била. Ну вот.
А. Козырев
– Ну куклы-то фарфоровые были? Если пластмассовые уронить, ничего не будет.
Н. Ильин
– Да. Нет, фарфоровые дорогие куклы, слушай. Мы вот, когда я маленький был, она на 9 лет старше.
А. Козырев
– А может, это была такая ненависть к буржуазности?
Н. Ильин
– Ну это нет, любопытство к физике, динамике – смотреть, как они быстро спускаются со второго этажа и разбиваются внизу.
А. Козырев
– Ну, кстати, у твоего отца была книга, которая так и называлась: «Статика и динамика чистой формы». То есть я думаю, что это по наследству просто передалось.
Н. Ильин
– Да, возможно.
А. Козырев
– Тем более что форма в результате этого падения уничтожалась.
Н. Ильин
– Ну да.
А. Козырев
– Как бы кукла разбивалась. А характер отца, он вот такой был спокойный, импульсивный, взрывной?
Н. Ильин
– Импульсивный. И он достаточно быстро, когда ему что-то не нравилось, не в семье, а в разговорах с людьми ругался, и так достаточно жестко, не дипломатически выражался, скажем так. Всегда говорил свое мнение, он был убежден в том, что он говорит правильно. И поэтому он легко поссорился со многими людьми там и так далее. Не только тематически, а просто из-за формы общения. Ну что делать, это так и было. Но мы часто отдыхали вместе. Там, например, помню, на юге Франции - Côte d'Azur. Когда я маленький был, он меня носил на плечах, мы плавали в море и так далее. У меня только хорошее в памяти, кстати, от молодости, никакого негатива не было вообще. И в Англии другая жизнь в интернате английском, там очень хорошие учители были, это была штайнерская школа, Waldorfschule в смысле, у них там...
А. Козырев
– Это папина идея была туда отдать?
Н. Ильин
– Нет, это какая-то женщина посоветовала маме. И она говорит: ну почему нет? Но я доволен, что в такую школу попал, а не там в элитную какую-то, где все эти лорды и так далее. Потому что там преподавали искусство много и работали с деревом, с фарфором и так далее, и в саду работали. В общем, там громадное имение было, это старый дом такой был, и мы там жили так очень приятно.
А. Козырев
– Ну Вальдорфская школа – там все-таки в основе духовное образование, насколько я представляю.
Н. Ильин
– Ну да, там все-таки школа большинство с экзаменом там – натур, абитур, – я тоже там ее закончил в 12 классе, а попал туда, когда был в 4 классе. Ну неважно, мы еще дружим с моими бывшими...
А. Козырев
– Одноклассники.
Н. Ильин
– Одноклассники.
Цитата. Владимир Николаевич Ильин. «Иночество как основа русской культуры». «Вся без исключения русская поэзия может быть сведена к этой великой и единственной теме — МОНОТЕМЕ — к тому, чтобы увидеть невидимую и великую красоту, ради нее пожертвовав всем. Но в этом и моральная суть Евангелия. Продать, или отдать все – и приобрести «бесценный бисер Христа».
А. Козырев
– В эфире радио «Вера» программа «Философские ночи». С вами ее ведущий Алексей Козырев. И наш сегодняшний гость – деятель культуры, советник директора государственного Эрмитажа, галерист, организатор многих выставок, Николай Владимирович Ильин, Николас Ильин. Мы говорим сегодня о его жизни, о его отце, русском философе и богослове Владимире Николаевиче Ильине. И вот отец – богослов. Но он как-то вот в повседневной жизни разговаривал с тобой на темы религии, веры? Вот как-то видно было, что он, допустим, там правило читает молитвенное?
Н. Ильин
– Мы вместе молились иногда. И ну про саму философию и богословие он со мной не общался, потому что все-таки в 10 лет меня отправили в другую страну, в Англию и до 17–18 лет я там был. Поэтому я только возвращался на каникулы или куда-то уезжал, и у нас мало общения было. И он страдал от этого, а мне тогда это не было особо интересно. Но мне было интересно, например, я был, когда Вознесенский был в Париже, он выступал, и даже Евтушенко тоже один раз. Там вся русская эмиграция собралась в зале. Я был очень под впечатлением, мне это очень нравилось, особенно Вознесенский.
А. Козырев
– И папа пришел на его выступление?
Н. Ильин
– Нет, папа не пришел, я сам туда пришел.
А. Козырев
– Но хотя мог, это в 60-е годы, наверное, еще было.
Н. Ильин
– Ну да. Он мог, мог. Ну он был все время занят, он в каких-то кружках был, он лекции давал. Я был на паре лекций, кстати, он в лагере РСХД на юге Франции, около Гренобля в горах, там очень приятное место. Он много лет подряд летом там был и лекции делал, там кружки были и так далее.
А. Козырев
– РСХД – это Русское студенческое христианское движение, да?
Н. Ильин
– Да, там молодежь была.
А. Козырев
– Лагерь такой, типа скаутский, да?
Н. Ильин
– Да, они поднимали флаг утром там и так далее.
А. Козырев
– Понравилось тебе в этих лагерях, интересно было?
Н. Ильин
– Ну очень, ну я его посещал там два раза. И да, конечно, очень интересно было.
А. Козырев
– Там русские были в основном?
Н. Ильин
– Только русские. Все по-русски говорили. И он был галантный. Там я, кстати, недавно передал фотоальбомы семейные в Дом русской эмиграции, там все старые фото, где он в эти лагерях. Особенно с молодыми девицами, он там им поэзию какую-то читал и так далее.
А. Козырев
– Он знал бесконечное количество стихов.
Н. Ильин
– Ну да, так он тоже на многих языках говорил.
А. Козырев
– Причем когда он цитировал их в своих статьях, он цитировал их по памяти, поэтому некоторые строчки путал, ошибался, что естественно для такого огромного массива. Но он не списывал с книжки, а брал из головы – Тютчева, Фета, Случевского.
Н. Ильин
– Он читал по-немецки, по-гречески, по-французски, естественно. И у нас куча книг было. Там всегда приходил один эмигрант, специалист по книгам, такой толстый дяденька, и он раскладывал новые и старые книги, да, и отец покупал их там, и в магазин тоже ИМКА-Пресс – все-таки знаменитый магазин был в Париже, до сих пор он существует.
А. Козырев
– На улице Святой Женевьевы.
Н. Ильин
– Они там публиковали несколько вещей моего отца. И там это был такой центр эмиграции. Это, кстати, где он с моей мамой познакомился – в ИМКА-Пресс, потому что она когда-то там была секретарша. Она же младше его на очень много.
А. Козырев
– Лет на 20, на 22?
Н. Ильин
– Она 12-го года, а он в 91, значит, большая разница. И она была молодая секретарша и как-то положила глаз на отца, который туда входил и так далее. И они женились в 34-м году. Дочь, сестра моя, родилась в 35-м.
А. Козырев
– Причем их венчал, насколько я помню, отец Сергий Булгаков – Вера Николаевна мне рассказывала, – на Сергиевом подворье.
Н. Ильин
– Ну да. И, кстати, они все семьями, и особенно сестра и мать очень любили владыку Антония в Лондоне, который экзарх Русской Православной Церкви был.
А. Козырев
– Антония Сурожского.
Н. Ильин
– Да, он светлый человек был, много выступал по радио и так далее. И поэтому его не особенно ценили какие-то круги, потому что он свободно выражал свою веру. И мне у него пару раз приходилось жить, когда в Англии там посредине триместра есть Half Term – так зовут, это неделя отпуска. И я не мог всегда домой в Париж, потому что это дорого стоило, и мама меня устраивала в какие-то эмигрантские семьи на эту неделю, потому что школа была закрыта. И два раза я был у владыки Антония. У него такой маленький особняк был, там какая-то монашка готовила еду. Ну, в общем, интересно.
А. Козырев
– Одна монашка? То есть вся прислуга – одна монашка?
Н. Ильин
– Да, там других не помню.
А. Козырев
– А сам он вот в общении, он был простой человек?
Н. Ильин
– Абсолютно.
А. Козырев
– То есть не чувствовалось вот этой архиерейской помпы такой.
Н. Ильин
– Нет, я обыкновенно с ним завтракал утром. Потом он исчезал на весь день, и я его больше не видел. И во время завтрака он общался мило, добро, спрашивал. Абсолютно человеческий человек, и никакого страха там от него не было.
А. Козырев
– По-русски, конечно, общались, да?
Н. Ильин
– Ну по-русски, да. И с эмигрантами. Например, моя сестра дружила с Андреем Ланской – художник, и я у него был несколько раз в мастерской, это очень интересно было. И он всегда приходил в церковь – я помню, у него было длинное кожаное пальто, так в стиле гестапо. И в карманах всегда конфеты, и всем детям он давал конфеты. И он, кстати, оплачивал такси для стариков, которые не могли себе позволить там вокруг Парижа приезжать в церковь. Он был очень религиозный.
А. Козырев
– А это недешево – в Париже такси.
Н. Ильин
– Ну да. Он их оплачивал, русские таксисты все свои были.
А. Козырев
– Еще давал и заработать таксистам, что тоже как бы неплохо.
Н. Ильин
– Ну да, очень успешный художник был. Он даже делал театральную декорацию для балета, где моя сестра там выступала, есть фотка, где она перед его громадной такой занавеской танцует.
А. Козырев
– А сестра такую вот настоящую карьеру балерины?
Н. Ильин
– Она классическая балерина была, она работала с какой-то группой балетной. Я помню, она меня таскала на репетиции, когда мне было ну 12 лет там, что-то такого рода. Я смотрел – там все пахло потом, они там упражнения делают. И мужики меня гладили: какой у тебя прекрасный мальчик.
А. Козырев
– Ну это в балете, да, такая особенность.
Н. Ильин
– Ну это я помню, как она там трудилась. Потом они разъезжали в гастроли. Я помню, когда уже в школе был, в 55-м году, она мне привезла эти маленькие пластинки 45...
А. Козырев
– Оборотов.
Н. Ильин
– Да, оборотов. И это была группа The Platters и знаменитая песня «Only You», такая очень романтическая. The Platters – это был квартет черных, и это была сенсация в школе, когда я показывал, я гордился.
А. Козырев
– А кстати, отец-то ведь тоже был композитор, он закончил консерваторию в Киеве, кроме того, что он был философ и ученый. Он как-то к музыке приобщал?
Н. Ильин
– Да, ну вот его пианино до сих пор стоит у меня. У нас дача в Бретани, и я ее спас и взял, хотя там уже на ней не играют, потому что она старая. Но моей первый памяти вообще в жизни – это когда мне было два-три года, у меня была раскладушка в маминой комнате, у меня не было собственной комнаты. И там прямо рядом было это пианино, и он играл, и сочинял музыку по ночам там. И когда я засыпал я слышал его мелодии: тара-рам, тара-рам – очень интересно было. И тоже странный звук: кр-кр-кр – потому что, когда он корректировал ноты, он пользовался бритвой. Не знаю, почему не резинкой, а бритвой. Это мои вообще первая память.
А. Козырев
– Звуки. Первые звуки, да, вместе колыбельной.
Н. Ильин
– И он там, я отдал, кстати, в Дом русского зарубежья его ноты, и они там как будто готовят книжку про музыку тоже его.
А. Козырев
– Что-то даже исполнялось, я слышал, какие-то ноты были расшифрованы и какие-то произведения исполнялись, они достаточно интересны в музыкальном отношении.
Н. Ильин
– Ну да.
А. Козырев
– Я хочу напомнить нашим радиослушателям, что сегодня у нас в гостях советник директора государственного Эрмитажа, деятель искусства и культуры, сын Владимира Николаевича Ильина, Николай Владимирович Ильин. Мы говорим сегодня о его жизни, о его семье, о его памяти. И после небольшой паузы мы вернемся в студию радио «Вера» и продолжим наш интереснейший разговор с Николаем Владимировичем Ильиным.
А. Козырев
– В эфире радио «Вера» программа «Философские ночи». С вами ее ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость, советник директора государственного Эрмитажа, деятель искусства, галерист, организатор многих выставок, Николай Владимирович Ильин. Мы говорим сегодня о его жизни, о родителях, о папе – Владимире Николаевиче Ильине, выдающемся русском богослове и философе. Ну и о маме надо тоже поговорить – Вере Николаевне. Тем более что папу я вот не знал, естественно, по своей молодости, хотя и издавал некоторые его сочинения, и изучал его биографию. А с мамой твоей я был хорошо знаком, и мы с ней даже дружили. Она приезжала в гости ко мне в Москве, и на дачу в Петербурге приезжала в гости. Она была удивительная женщина. И ведь она была не только жена Ильина, но и сама по себе была интересный мыслитель, человек.
Н. Ильин
– Да, у нее характер такой специальный был. Она занималась тоже здоровьем там, она была вегетарианка, не ела ни мяса, ни рыба. Я тоже, кстати, до 14 лет не ел. Пока бабушка мне очень вкусный стейк тайно на кухне, тогда я начал мясо кушать. Но она обожала натуру, она все время писала дневники какие-то своим шрифтом, и все касалось работ моего отца. Она просто это ее был жизненный путь, не рабочий, чтобы деньги зарабатывать, а она все свободное время тратила на него, и это было интересно. Я ее очень любил, она очень нежная была. Ну у нас маленькая квартира была, там и бабушка была, и отец, мать, сестра и так далее. И денег мало было, по-моему. Потому что я помню, когда мне тоже, не знаю, сколько лет было 13–14, на Рождество, когда положено всем подарки дарить, я должен был таскать мою маму из офиса, где она работала, в магазин, чтобы мне купили игрушку.
А. Козырев
– На Православное Рождество или католическое? На православное. Ну вы праздновали 7 января, да?
Н. Ильин
– Да, да. И ну у нас не было елки, иногда была маленькая. Ну она мне купила поезд, электрический поезд. Вот я был очень доволен.
А. Козырев
– Железную дорогу. Замечательно.
Н. Ильин
– А бабушка мне сказки читала, когда я маленький был. Я помню «Дети капитана Гранта» – там прекрасное дореволюционное издание, с очень красивыми иллюстрациями. И я даже когда на горшке сидел, когда совсем маленький был, она читала, я так и долго сидел на горшке, потому что мне так нравились эти сказки.
А. Козырев
– А еще ведь няня была, да?
Н. Ильин
– Да, ну няня, она с нами не жила. Потому что сестра мамы – это тетя наша, Женя, Евгения Николаевна, она в отдельной квартире жила, и няня с ними туда пошла. Потому что у них тоже трое детей было, и все работали, она тоже русский преподавала и была художница немножко. И, в общем, няни все время с ним были. Она никогда не научилась по-французски...
А. Козырев
– А знаешь есть замечательная повесть у Ивана Шмелева «Няня из Москвы» – вот именно про няню, которая приехала со своей семьей, эмигрировавшей во Францию.
Н. Ильин
– Ну да, она из деревни какой-то была, ну недалеко от Петербурга, не знаю где. А бабушка же уехала в 25-м году и оставила обе дочки с няней, в Питере оставила. У них до революции был шикарный трехэтажный дом около Смольного, с балконами и так далее. Все богатые были.
А. Козырев
– У тебя дед был купец 1-й гильдии, почетный гражданин, по-моему, даже.
Н. Ильин
– Да, с большим трудом он стал почетным гражданином, потому что он был евреем и это было не так просто и не положено ему. Он боролся, несколько раз отказывали ему, но в конце концов он добился.
А. Козырев
– Ну император подписал, Николай II.
Н. Ильин
– Да. Это дает привилегии разные. И, в общем, я свою маму, кстати, когда мы были в Петербурге, повел туда в этот дом, и мы так позвонили, нам открыли и позволили смотреть. А мама нашла свою комнату и сказала: вот там был мой для кукол дом, в этом углу. И ей уже было 80 с чем-то лет. В общем, это очень трогательно было.
А. Козырев
– Потрясающе. Но жильцы пустили все-таки?
Н. Ильин
– Да, да. Ну она им объясняла, что она маленькая там жила. И, в общем, это было достаточно интересно. Она любила приезжать в Россию. Папа – нет. И жена меня критиковала, потому что чем больше она в России, тем меньше она с внуками своими провела время и так далее. Но это неважно. Кстати, когда мне было 16 лет, моя сестра старшая говорит: ты знаешь, что мы евреи? Что, я говорю, что это такое? Я помню, в Ветхом Завете есть какие-то евреи. Я не имел понятия вообще, что это такое. Ну слышал, но не знал. И это, в общем, мало на меня влияло. Но бабушка была чистая еврейка и, значит, мама, ее муж тоже. Мать была еврейка, и эта тема была абсолютно табу. Мать ненавидела вообще это слово и не хотела этого упоминать. И мы все были русские, православные и, в общем, это мало чего изменило.
А. Козырев
– Ну оккупацию пережить пришлось, со всеми как бы страхами и угрозами гестапо.
Н. Ильин
– Да, были проблемы, гестапо там. Слушай, все, даже в эмигрантской среде, сдавали врагов, так сказать, да, евреев. И там целая легенда: к нам пришел какой-то полковник гестапо, Мюллер, и мама его какой-то пирог с миндалем делала, который он помнит с молодости – чего-то такое. И папу вызывали пару раз в гестапо и еще один раз заставили его пойти в Берлин во время войны, кстати. Но не как пленный, он там работал в каком-то институте, и дальше писал, но хотел вернуться к семье, что удалось. А потом добрые люди доносили после войны власти, что он как коллаборационист или как, в общем. И был суд, его оправдали, у него никакой коллаборации не было вообще.
А. Козырев
– Ну самое страшное, конечно, что это была угроза и жене, и...
Н. Ильин
– Ну да, так всю семью они отправляли, ты знаешь куда там.
А. Козырев
– В Освенцим.
Н. Ильин
– Ну да. Ну, в общем, это мало меня изменило, кроме низкой толерантности до дешевого антисемитизма, скажем так. Это нагло, и я это не люблю.
А. Козырев
– Ну это вообще не в природе русской культуры.
Н. Ильин
– Ну да. Ну я занимался и еврейской культурой тоже позже. Например, это генетически, я не знаю, как. Например, был Ан-ский – знаменитый ученый, который писал «Диббук» – он отправился до революции в местечки и собирал сведения о еврейской культуре – песни там, и вообще объекты всякие собирал и так далее. И собрание должно было быть основа первого еврейского музея в России. А потом была гражданская война, война вообще 14-го года, революция, и все это конечно не было. Но остатки этого до сих пор в музее этнографии в Петербурге, я им устраивал выставки на Западе – и в Америке, и в Европе, и книжки выходили на эту тему. Я об этом просто хочу сказать, что культура еврейского народа была богатая, и не изобразительное искусство, но, в общем, тексты и была куча, кстати, идиш-газет там когда-то, толерантность большая была. И все это изменилось в 50-е. Ну до смерти Сталина, он не только врачей, он поэтов тоже – в 52-м году перед Перец Маркиш и еще семь поэтов были расстреляны. А Маркиш был очень такой яркий, красавец, он в 20-м году написал очень жесткую поэму, которую зовут «Куча» – это погромы в 18-м году в Украине, когда красные гоняли белых. И красные, и белые не любили особенно евреев, и украинцы тоже помогали, в общем, и сто тысяч погибли, в общем, там в погромах. И на эту тему «Куча». Это было переведено, я нашел человека в Америке, который перевел на английский, и мы с сыном Переца Маркиша делали мероприятия, там лекции, презентации этой книжки. Ну это вот, так сказать, одна из веток, где я убирал свои, так сказать, под вопросом темные зоны моей жизни.
А. Козырев
– А кстати внук Переца Маркиша, отец Макарий – православный монах, и он бывает гостем нашей радиостанции.
Н. Ильин
– Да.
А. Козырев
– Иногда служит в Иванове, в монастыре. После того как он принял сан, приехал из Америки, обратился, стал православным иеромонахом. Так что вот такие интересные бывают пути.
Н. Ильин
– Ну да. Ну а другая темная, скажем, печальная часть. После смерти всех там – и мамы, и папы, и бабушки, я вообще, когда они все живы были, мало интересовался предками и так далее, потом начал искать там, использовать какие-то люди в Петербурге, которые занимаются генеалогией, раскопали всякие биографические детали. И архив отца – вот это я сохранил после смерти мамы, он был упакован там, не знаю, в 30–40 ящиков и с помощью посла Авдеева через ИМКА-Пресс был передан в этот...
А. Козырев
– Дом русского зарубежья.
Н. Ильин
– Дом русского зарубежья. И очень доволен этим.
А. Козырев
– И сегодня он исследуется и выходят книги. Вот недавно вышла очень интересная книга «Русская философия» – то есть это оригинальный такой курс, необычный, оригинальный курс Владимира Николаевича Ильина. Так что большое тебе спасибо, что ты сохранил архив отца и передал его в Россию, теперь возможность есть его...
Н. Ильин
– Ну ты был первый, кстати, который занимался книжкой отца, где статьи его из этой, старые русские...
А. Козырев
– «Возрождение». Ну еще в 97-м году вышла книга «Эссе о русской культуре», вот которую подготовила Вера Николаевна, там было мое предисловие. Так что это, наверное, если не первая книга Владимира Ильина...
Н. Ильин
– Ты там писал большую биографию.
А. Козырев
– Биографию. То одна из первых книг, которые выходили и действительно которые сделали его имя в России не просто известным, а один из ярчайших публицистов, философов вот этой эпохи русской эмиграции.
Н. Ильин
– Мама изучала. Были и другие архивы, кстати. Например, Колумбийский университет, там большой русский архив, да. Но я там был, в Нью-Йорке, выяснял, я был там, Чеботарева, милая женщина там работает, она тоже хотела получить архив. Но в итоге выяснилось, что там большинство людей, которые в этом архиве работают, приезжают из России.
А. Козырев
– Конечно, конечно.
Н. Ильин
– Поэтому было бы логично сразу отдать в Россию.
А. Козырев
– Тем более что примерно в это же время в Россию вернулся архив Ивана Ильина, которого, я знаю, твой отец не любил...
Н. Ильин
– Ну да.
А. Козырев
– Они отнюдь не были друзьями. Но тем не менее как-то символично, что примерно в одно время два Ильиных вернулись в виде архивов в Россию.
Н. Ильин
– Ну да, Иван Ильин – почетный любимый философ разных властей здесь. А мой отец меньше был такой, видно, и его прах не перешли из Франции сюда, они еще в Сент-Женевьев-де-Буа на русском кладбище.
А. Козырев
– Ну я думаю, что это и не стоит делать.
Н. Ильин
– Конечно, нет.
А. Козырев
– Как-то ощущение, что прах доложен лежать там, где его положили.
Н. Ильин
– Да, но Ивана Ильина все-таки...
А. Козырев
– Ну там были свои проблемы с сохранностью. Несколько другие условия оплаты в Швейцарии – там очень дорого стоят места на кладбище, некому было оплачивать. Поэтому там были свои объективные... У него не было потомков, не было детей. И там свои объективные условия.
Н. Ильин
– Ну хорошо.
А. Козырев
– Но я хотел тебя еще расспросить о твоей современной деятельности, как организатора выставок. Как вообще вот человек, учившийся в Вальдорфской школе и из такой, в общем, бедной семьи эмигрантской, как это произошло, что ты вышел на искусство, на произведения авангарда?
Н. Ильин
– Ну это я начал в Сорбонне учить математику после школы, и у меня была уже школьная подружка, моя будущая жена, в 10 лет я с ней познакомился, она на год старше, Криста ее зовут. И, в общем, потом она уехала, она в Африке была, ну в общем, разделились мы, поддерживали контакт. И когда она училась в Париже, мы опять дружили вместе и, в общем, были бойфренд и герлфренд. И короче говоря, тоже она была беременна нашей будущей дочкой, и тогда уже серьезная жизнь должна была начинаться, надо было работать, создать семью и так далее, и я переехал в Германию. И мать была довольна, и бабушка тоже. Она даже, Криста, ну она немка, чистая немка. И это было очень прилично, солидно, да, вот так, чтобы я не терялся как-то, как молодой эмигрант. И я начал работу в турагентстве там, потом перешел в «Люфтганзу», коммерческую службу – они искали людей, которые по-русски говорили, потому что открывали полеты в Россию и в другие соцстраны. И три года там, и в 71-м я перешел в отдел PR – общественные связи, и там очень долго работал. Потом в Швейцарии возглавлял PR «Люфтганзы», потом в Франкфурт, где центр был «Люфтганзы». И президент «Люфтганзы» был очень такой продвинутый человек, он сказал: Ильин, создавайте программу спонсорства культуры. И мы спрашивали, что делать и решили там, что надо без языка, потому что мы на международной площадке – значит, выбрали изобразительное искусство и музыку.
Цитата. Владимир Николаевич Ильин. «Метафизика и феноменология красоты с ее антитезами». «Полноте прекрасного будет соответствовать мистически святость, что в области архитектуры будет соответствовать храму, в области изобразительных искусств – иконе, а в области музыки – ладовому, знаменному распеву».
А. Козырев
– В эфире радио «Вера» программа «Философские ночи». С вами ее ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость, советник директора государственного Эрмитажа, галерист, деятель искусства, Николай Владимирович Ильин. Мы говорим сегодня о его семье, о его отце, философе и богослове Владимире Николаевиче Ильине, и говорим о его жизни, в которой вот деятельность в сфере искусства, живописи занимает очень важное место. И причем это не просто личные, скажем так, интересы Ника Ильина, но это приносит и, что называется, большую пользу русской культуре. Я знаю, что ты сотрудничаешь и по возвращению каких-то произведений искусства, которые были либо увезены, либо украдены в российских музеях.
Н. Ильин
– Ну да. Но я не искусствовед, но возглавлял отделы PR и спонсорства «Люфтганзы», у нас был приличный бюджет. И когда ты спонсор, все тебя обожают, директора музеев только мечтают, чтобы ты им помогал, деньги давал и оплачивал выставки и так далее. Таким образом я познакомился с миром искусства изнутри, так сказать. И одна из первых выставок, которую мы спонсировали (я, кстати, ее придумал), ее звали «Великая утопия». Мы начали в 89-м году – это еще советских времен – собирать самую крупную выставку русского авангарда на Западе вообще за все времена. Там были кураторы из Германии, Америки и России, естественно, целая бригада, да, и вышел каталог, который есть на английском, на русском и так далее. И выставка была в Франкфурте, и в Амстердаме, … и в Гуггенхайме – это был большой успех. Ну и потом несколько других русских выставок мы спонсировали: «Амазонки авангарда», например, шесть женщин русского авангарда – выставка, которая в и Нью-Йорк и в Бильбао, и в Венеции. Даже в Лондонской Академии художеств была и в Германии тоже были. И еще Шагал, ну и так далее, Кандинского мы спонсировали в Музее современного искусства МоМа в Нью-Йорке выставку. Когда ты спонсируешь выставки, надо иметь в виду, что не просто давать деньги на билеты, или груз там, или кураторы, а надо маркетинг делать, надо рекламу делать для выставки, чтобы народ узнал про нее – пиар плюс платная реклама. Я помню Кандинский – мы одну страницу «Нью-Йорк Таймсе» купили, ну в смысле заказали. Но не там, где культура, а в бизнес-части, потому что наши клиенты «Люфтганзы», конечно, летали там, бизнесмены. И там было изображение цветное Кандинского, и внизу – какая выставка, где и так далее, и еще наш логотип, соединяем там культуру – и это удовольствие стоило там 50 тысяч долларов это за одну страницу тогда.
А. Козырев
– Ну не так уж и много. Ну сегодня Кандинский, действительно, художник, через которого действительно репрезентирует себя Россия. Открытие Олимпийских игр в Сочи, где Кандинский был одной из таких составных, а вот сейчас, я знаю, «Композиция VII» из Третьяковской галереи прибыла в кафедральный собор Кенигсберга – Калининграда, там, где похоронен Кант. И целая программа – выставка одной картины, концерты. Вокруг этой одной картины Кандинского.
Н. Ильин
– Да. Ну в Эрмитаже тоже.
А. Козырев
– Ну отношение к авангарду неоднозначно. Кто-то считает, что это внешнее, чуждое русской культуре явление. А кто-то, напротив, доказывает, что это имеет глубокий религиозный смысл и религиозные корни, уходящие вглубь.
Н. Ильин
– Ну религиозные – я сомневаюсь, но это было движение, кстати, которое до революции началось, уже в 10-м году и в 13-м, например, было. Опера «Победа над Солнцем», где Малевич и...
А. Козырев
– Матюшин.
Н. Ильин
– И Матюшин. И Крученых текст делал, Матюшин музыку.
А. Козырев
– Ты говорил мне, что музей Матюшина создали чуть ли не при монастыре в Голутвине.
Н. Ильин
– Нет, это самый главный эксперт Матюшина – это Алла Васильевна Повелихина из Петербурга, она при монастыре живет и влияла на то, чтобы около монастыря (не внутри монастыря, а рядом) создали Музей органической культуры в Коломне. И это очень интересная ветка. И авангард потом был задействован во время революции как пропагандистское, так сказать, были поезда с декорациями авангардными и так далее.
А. Козырев
– Ну органическая культура – это не только Матюшин, Кандинский говорил об органике крестьянской избы, например, еще в «Ступенях».
Н. Ильин
– Да, да, было там. Эндер, Гуро там...
А. Козырев
– Это поиск целостных смыслов каких-то – то есть тут религиозный посыл явно есть.
Н. Ильин
– Они смотрят... холистики – не знаю, как по-русски.
А. Козырев
– Целостность, холизм, да.
Н. Ильин
– На явления культуры и музыки, и натуры. И это очень интересно, становится все важнее, и важнее. Недавно, полтора года назад, мне удалось создать английский News letter… Russian art focus – это с помощью владельца Art Newspaper и одного предпринимателя здесь, которые бюджет дали. И это касается современного искусства в России, но на английском языке. Раз в месяц выходит бесплатно, там уже несколько тысяч абонентов и так далее. И сейчас конкурс будет насчет лучшая статья по-английски о современном русском искусстве. И не только русском, иногда республики дальние там, кавказские и другие.
А. Козырев
– Я знаю, что и президент России был на открытии твоих выставок.
Н. Ильин
– Нет, так это было, он два раза был. Он был в 2000 году, где были «Русские амазонки», тогда он совсем новый президент был, только что выбран. Это было в сентябре, потому что было ежегодное собрание ООН, так он так и так был в Нью-Йорке. Ну и мы договорились там с Кремлем, чтобы он пришел, открыл. И второй – пять лет позже, там была большая выставки в России, гигантская – это от XIII века до современного. Он тоже пришел.
А. Козырев
– В Гуггенхайме тоже, да?
Н. Ильин
– Да, тоже в Гуггенхайме, был большой успех. И ну интересовался, особенно реалистическим искусством, соцреализмом.
А. Козырев
– Ну пора делать новую выставку.
Н. Ильин
– И икона ему понравилась, современная меньше, ну что делать. Вот так. Но для пиара это полезная штука, потому что весь полк корреспондентов, конечно же, сопровождает.
А. Козырев
– Вообще хорошо, когда президент интересуется музыкой, искусством, это хорошо работает и на имидж страны.
Н. Ильин
– Он, кстати, тоже согласился дать покровительство на текущую выставку, которая только что открылась в Берлине, она должна была здесь открываться Diversity United, которая собирает 90 живых художников из 35 европейских стран – это искусство последних 40 лет. Это очень интересно. Там замечательная инсталляция, она сейчас в Берлине – президент Германии под впечатлением, и француз тоже, Макрон. Она должна в конце в Париже быть. И это большой успех. И посмотрим, я надеюсь, что она будет возможна в Москве. Там было сложно.
А. Козырев
– Как бы хотелось, чтобы искусство людей объединяло, а не разъединяло. Потому что есть очень много факторов нашей жизни, разъединяющих нас. Ну прежде всего вот эта пандемия сейчас, которая отменяет выставки, мешает нам свободно коммуницировать. И вот я очень рад, что у тебя есть возможность приезжать в Россию, потому что не всякому иностранцу это сегодня возможно. И я очень рад, что вот то что произошло после октябрьского мятежа, когда русская эмиграция принесла русское искусство в Европу, когда русские художники – тот же Ланской, Стеллецкий – открывали Европе русскую культуру, смыслы, в том числе и связанные с русской иконой, с православием. И сегодня ты, как русский человек, продолжаешь это дело, соединяя Восток и Запад, представляя русскую культуру на Западе, а западную культуру, возможно, в России. Вот это мне кажется очень логичным и правильным, и как бы продолжающим вот ту линию, которую проводил твой отец, твои родители.
Н. Ильин
– Ну мне повезло, что Ельцин сделал умный закон, который установил, что потомки первый эмиграции имели право на русский паспорт. Я долго этим не пользовался, но когда-нибудь сделал, и поэтому у меня русский паспорт, и поэтому я смог путешествовать вот сюда. Иначе иностранцев пока еще не пускают из-за этой проклятой короны, а с русским можно.
А. Козырев
– Ну будем надеяться, что это когда-нибудь закончится. И не только Ник Ильин, но и выставки, которые он организует, тоже приедут в Москву. Мы сможем прийти, увидеть вот эту удивительную выставку современного искусства – 90 картин, да, которые сейчас находятся в Берлине.
Н. Ильин
– 90 художников.
А. Козырев
– 90 художников, да. Ну а я очень благодарен тебе за этот разговор, за возможность вспомнить и Владимира Николаевича Ильина, которого мы не раз вспоминали здесь, в наших программах, на радио «Вера». И Веру Николаевну Ильину, которая была замечательной женщиной и супругой, сделавшей очень много для публикации работ твоего отца. И я надеюсь, не последний раз. Я знаю, что ты сейчас отправляешься дальше в Петербург, то есть большая программа пребывания в России. Ну спасибо, и я поздравляю нас и наших слушателей с тем, что у нас сегодня вечером была такая уникальная возможность пообщаться с Ником Ильиным.
Н. Ильин
– Ну я очень рад. Спасибо тебе.
А. Козырев
– До новых встреч в эфире.
Деяния святых апостолов

Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую самое обидное, что может услышать человек, — это правда. Иногда правда бывает настолько болезненной, что человек совершенно теряет над собой контроль и начинает совершать какие-то абсолютно неразумные действия. Так случилось и с иудейским синедрионом тогда, когда перед ним предстал первомученик архидиакон Стефан. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок содержит в себе фрагмент речи Стефана перед синедрионом и описывает реакцию иудейских старейшин на слова святого.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Ни одно из слов святого первомученика не было неправдой, ведь Стефан, ничего не выдумывая и никак не искажая факты, всего лишь кратко пересказал историю еврейского народа. Однако мы слышали, что после упоминания убитых пророков и убитого Спасителя мира Христа члены синедриона начали себя вести крайне странно: «Они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54). Эти слова книги Деяний свидетельствуют, что иудейские старейшины прекрасно осознавали свой грех, они понимали, что совершили ошибку, предав Христа на смерть. Но к собственным ошибкам можно относиться по-разному: можно их признавать и пытаться исправить, а можно их всеми силами их отрицать, уверяя себя и всех прочих в правильности своего поступка. Как мы понимаем, иудеи избрали второй путь.
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что тот путь, который они предпочли, ведёт лишь к умножению греха, и в конечном итоге — к вечной погибели души. Мы не знаем, покаялся ли кто-то из убийц святого первомученика в дальнейшем, нам известно лишь об апостоле Павле, который, не будучи сам повинен в смерти святого, относился с сочувствием к действиям его убийц. Апостол Павел — да, в полной мере осознал неправоту иудейского подхода к собственной истории и, в первую очередь, ко Христу. В отношении же других участников расправы над Стефаном мы, к сожалению, не имеем оснований сказать что-либо подобное.
Впрочем, нас, конечно же, в связи с этой историей должно занимать совсем другое: в какой степени мы готовы к восприятию той самой правды, которая «глаза колет»? Ведь мы все несовершенны, у всех нас есть свои слабости и грехи, но, к счастью, Бог не оставляет нас без Своего попечения, Он посылает нам людей, которые указывают на наши недостатки. Способны ли мы слушать и слышать этих посланников Божиих? Или же их слова не вызывают у нас ничего, кроме злобного скрежета зубов? Каждому из нас стоит хорошенько подумать над этими вопросами, потому что неправильные ответы на них могут погубить наши души так же, как они погубили души членов иудейского синедриона, ополчившихся на святого первомученика архидиакона Стефана.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о судьбе и духовных подвигах одного из самых почитаемых русских святых 20-го века — преподобного Серафима Вырицкого. О том, как крестьянский сын стал одним из богатейших людей России, а потом принял монашество и стал известным старцем, к которому за духовным советом и поддержкой стекались люди со всего Советского Союза.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час