
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 75
«Великодушная моя маминька, мой добрый ангел хранитель» — так обращался в письмах к своей матери великий писатель Николай Васильевич Гоголь. А для неё он был «любимым, ненаглядным Николенькой». Мария Ивановна Гоголь души не чаяла в единственном сыне, и он отвечал ей такой же нежной привязанностью и любовью.
Мать считала Николеньку вымоленным ребёнком. Перед родами Мария Ивановна несколько дней провела в горячей молитве перед образом Николая Чудотворца. И назвала сына в честь Святителя.
Женщина не получила хорошего образования, но, по словам самого Гоголя, имела тонкий, наблюдательный ум и щедро делилась с сыном своей мудростью. В одном из писем к матери Николай Васильевич вспоминал эпизод из своего детства. «Я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, — писал он. — И Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло, заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли».
Мария Ивановна, действительно, во многом способствовала становлению Гоголя как писателя. Более того, её вполне можно считать соавтором многих его произведений. Так, например, многие сюжеты для своего сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич почерпнул из рассказов матери. Переехав из родной Васильевки в Петербург, он в письмах обращался к ней с просьбами присылать народные сказания, легенды, приметы, описания обрядов, обычаев, крестьянского быта. И Мария Ивановна собирала для сына богатейший этнографический материал. Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в день именин Марии Ивановны и стала для неё лучшим подарком. Гоголь отправил матери первый экземпляр с благодарной припиской: «Мне бы хотелось теперь увидеть Вас, поцеловать Вас и поговорить с Вами». Исследователи творчества Гоголя считают, что трогательный образ и характер своей «маминьки» писатель запечатлел в Пульхерии Ивановне, героине повести «Старосветские помещики» из сборника «Миргород».
Мария Ивановна всегда искренне верила в успех своего сына, благословляла его на литературные труды. В начале творческого пути она поддерживала Николая Васильевича и материально. А когда после смерти отца Мария Ивановна неудачно вложила капитал и оказалась в долгах, Гоголь, чтобы помочь матери, отказался от своей части имения в её пользу
Каждый приезд «милого Николеньки» в родное поместье Васильевка на Полтавщине становился для матери настоящим праздником. Она подолгу разговаривала с сыном, расспрашивала его обо всём на свете. Вместе с Марией Ивановной Гоголь молился в небольшой сельской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молитвы о себе Николай Васильевич постоянно просил у матери и в письмах. «Молитесь обо мне, добрейшая матушка! Мне так всегда бывает сладко в те минуты, когда Вы обо мне молитесь! — писал Гоголь. — О, как много делает молитва матери!»
Духовная связь Марии Ивановны с сыном не прервалась и после его смерти. Пережив Николая Васильевича на 16 лет, она провела эти годы в переписке с друзьями писателя и горячих молитвах о нём.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема