
«...Любовь моя к природе уже в те далёкие дни, которые я посильно пытаюсь воскресить и оживить этими записями, была поистине удивительна!
И как обострено было моё зрение, как изощрено обоняние, как истончён слух! Я уже тогда безошибочно отличал голубой алмаз Веги от льдистой синевы Полярной звезды, запах разогретой солнцем крапивы — от запаха малинника, голос милого зяблика — от колокольчика синицы. Меня никогда не печалила смена времён года: в каждом из них я находил свою красоту — даже в дождях поздней осени или в непроглядных февральских метелях, которые постоянно обращали мою мысль к домашнему теплу, то есть к человеку, так надёжно и крепко защищённому от метелей и дождей...»
Это был фрагмент из неоконченной повести писателя и редактора Николая Павловича Смирнова — «Солнце неспящих». Читал Дмитрий Шеваров.

Николай Смирнов, я думаю, навсегда останется в истории нашей литературы, как человек, когда-то воспевший — вослед великому художнику Левитану — свою «малую родину» — приволжский городок Плёс. Слава Богу и землякам Смирнова по Ивановскому краю, недавно переиздавшим его главную в жизни книгу.
Ивановцы объединили под одной обложкой и тот самый «Золотой Плёс» и заветную повесть Смирнова об Исааке Левитане.
А то, что мы читаем сегодня — это уже из публикуемого смирновского архива.
...Из архива литератора, которого нет на свете более сорока лет. Он беззаветно любил свою землю и родную словесность, служил им верой, правдой, любовью, — и был на долгие годы совсем забыт — как писатель со своей неповторимой душой и художественной палитрой. Именно сегодня, когда из нашей повседневной, городской жизни беспощадно вымывается способность несуетной оглядки на подаренный нам Божий мир, на одухотворённую Создателем природу — проза Смирнова может оказаться целебным эликсиром, очищающим сердце.
А ещё она помогает — через чужие (казалось бы) счастливые и драматические родовые судьбы — вернуть нам историческое зрение, пробудить чувство прошлого.
Давайте снова откроем неоконченную повесть Николая Смирнова «Солнце неспящих», выпущенную недавно его земляками по приволжскому Золотому Плёсу. Читает Дмитрий Шеваров.
«...Моя любовь к природе никогда и нисколько не исключала повышенного интереса ко всем встречающимся, зачастую совсем случайным людям: кто они, чем живут, что любят? — не говоря уже о моих окружающих, близких: здесь чисто родственные чувства соединялись с постоянной жаждой — знать их переживания, настроения, мысли, быт — как в настоящем, так и, в особенности, в прошлом. Я часто, например, наводил отца и мать на разговоры о своих предках, крепостных такого-то села, принадлежащего такому-то „барину“, — о предках, следы которых затерялись в глуши деревенского погоста, — я с живостью рисовал себе молодость отца и матери, такую, в сущности, скромную и бедную, с жадностью ловил в разговорах дядей то, что относилось к их отрочеству, детству, — воспоминания о первых охотах, о школьных днях: у дяди Гавриила хранился от тех дней какой-то огромный коричневый карандаш-пенал и изящная коробочка с красками...»
Добавлю, что в другой нашей программе — в «Рифмах жизни» — звучат и живописные стихи Николая Павловича Смирнова о родной земле. ...Как и в его документально-художественной прозе, в них слышно то, что классики называли — живым голосом бессмертной души.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема