Николай Николаевич Носов — писатель, чьими книгами зачитывались и продолжают зачитываться сегодня и дети, и взрослые. Автор рассказов о Незнайке и школьнике Вите Малееве хорошо знал детское сердце, о чем писал в своих воспоминаниях писатель Рувим Фраерман.
Непростое детство, которое пришлось на тяжелые послереволюционные годы, вынудило Николая Николаевича уже в детстве помогать семье и браться за любую работу. Желание же писать для детей у Носова появилось позже — когда он сам стал отцом. С помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, Носов пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Книги Николая Николаевича и сегодня учат дружбе, доброте, любви, сопереживанию.
Что говорил о своей творческой работе Николай Николаевич Носов, которую он считал лучшей на свете?
Николай Николаевич Носов, автор знаменитых рассказов о весёлом Незнайке и школьнике Вите Малееве, не собирался становиться писателем. В юности он увлекался химией, а учиться после школы пошёл на кинематографиста. Желание писать для детей появилось у Носова позже — когда он сам стал отцом.
«Я увидел детство не в тумане далёкого прошлого, а в непосредственной близости. Эта волшебная страна удивила меня. Я разглядел в ребёнке то, чего не замечал раньше. Захотелось показать это и другим», — говорил Николай Николаевич.
Детство самого писателя было непростым. Оно пришлось на тяжёлые послереволюционные годы. С 14 лет Коля стал помогать семье, которая жила тогда в острой нужде. Чтобы поддержать родителей, младших братьев и сестёр, Николай хватался за любую работу. Побывал землекопом, продавцом газет, месил бетон и клал кирпичи на стройке. Однажды, будучи уже известным писателем, Носов получил письмо от маленького мальчика, который рассказывал, что часто берёт его книги в библиотеке. Но дома у него книг писателя нет. Потому что у мамы маленькая зарплата. И она не может их купить. Прочтя эти строки, писатель вспомнил собственное детство. Родителей, считавших каждую копейку... В тот же день Носов отправил мальчику в посылке по экземпляру всех своих книг, которые к тому моменту были изданы.
Творчество для детей Николай Николаевич называл лучшей в мире работой. И при этом совсем не простой. «Она требует очень много знаний — литературных, детской психологии. Но главное — любви. К детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил писатель. Неудивительно, что первые же его рассказы маленькие читатели приняли на ура. Коллега Николая Николаевича, писательница Анна Кардашова, однажды стала свидетельницей его выступления перед школьниками младших классов. Она вспоминала, как Носов читал один рассказ за другим. В зале, где сидели несколько десятков маленьких шалунов, стояла тишина. Но когда автор закончил чтение, аудитория вдруг взорвалась криками: ещё! Ещё! Ребята хлопали, топали ногами и требовали продолжения. Дети приняли Носова и полюбили навсегда.
Писатель Руфим Фраерман в воспоминаниях о Николае Николаевиче писал, что Носов хорошо знал детское сердце. И в своих книгах с помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Чтобы на пути взросления ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо. «Человека надо воспитывать добротой», — любил повторять Носов. Именно этому он и посвятил свою жизнь, создавая добрые и светлые произведения. Например, рассказ «Огурцы». В нём мальчик по имени Котька учится быть честным и правдивым. Он на собственном примере узнаёт, что брать чужое нехорошо, а обманывать стыдно. А в «Повести о моём друге Игоре» маленький герой проходит через события, которые учат его дружбе, доброте, любви, сопереживанию, общности с другими людьми.
Друг Николая Носова, детский писатель Анатолий Алексин однажды заметил: далеко не всякая хорошая взрослая книга может быть интересна детям. Зато всякое истинно талантливое произведение, написанное для детей, пленяет людей всех без исключения возрастов. Говоря эти слова, он имел в виду книги Николая Носова. Ими зачитывались, и продолжают зачитываться сегодня, маленькие и взрослые. И у нас, и в других странах. В Японии, например, один почитатель творчества Николая Николаевича даже открыл кафе, которое назвал в честь знаменитого носовского героя — «Незнайка». Да и сам Николай Николаевич Носов говорил: «Даже если вы — совсем взрослый, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы. А мы с вами — всё те же дети».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер