Николай Николаевич Носов — писатель, чьими книгами зачитывались и продолжают зачитываться сегодня и дети, и взрослые. Автор рассказов о Незнайке и школьнике Вите Малееве хорошо знал детское сердце, о чем писал в своих воспоминаниях писатель Рувим Фраерман.
Непростое детство, которое пришлось на тяжелые послереволюционные годы, вынудило Николая Николаевича уже в детстве помогать семье и браться за любую работу. Желание же писать для детей у Носова появилось позже — когда он сам стал отцом. С помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, Носов пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Книги Николая Николаевича и сегодня учат дружбе, доброте, любви, сопереживанию.
Что говорил о своей творческой работе Николай Николаевич Носов, которую он считал лучшей на свете?
Николай Николаевич Носов, автор знаменитых рассказов о весёлом Незнайке и школьнике Вите Малееве, не собирался становиться писателем. В юности он увлекался химией, а учиться после школы пошёл на кинематографиста. Желание писать для детей появилось у Носова позже — когда он сам стал отцом.
«Я увидел детство не в тумане далёкого прошлого, а в непосредственной близости. Эта волшебная страна удивила меня. Я разглядел в ребёнке то, чего не замечал раньше. Захотелось показать это и другим», — говорил Николай Николаевич.
Детство самого писателя было непростым. Оно пришлось на тяжёлые послереволюционные годы. С 14 лет Коля стал помогать семье, которая жила тогда в острой нужде. Чтобы поддержать родителей, младших братьев и сестёр, Николай хватался за любую работу. Побывал землекопом, продавцом газет, месил бетон и клал кирпичи на стройке. Однажды, будучи уже известным писателем, Носов получил письмо от маленького мальчика, который рассказывал, что часто берёт его книги в библиотеке. Но дома у него книг писателя нет. Потому что у мамы маленькая зарплата. И она не может их купить. Прочтя эти строки, писатель вспомнил собственное детство. Родителей, считавших каждую копейку... В тот же день Носов отправил мальчику в посылке по экземпляру всех своих книг, которые к тому моменту были изданы.
Творчество для детей Николай Николаевич называл лучшей в мире работой. И при этом совсем не простой. «Она требует очень много знаний — литературных, детской психологии. Но главное — любви. К детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил писатель. Неудивительно, что первые же его рассказы маленькие читатели приняли на ура. Коллега Николая Николаевича, писательница Анна Кардашова, однажды стала свидетельницей его выступления перед школьниками младших классов. Она вспоминала, как Носов читал один рассказ за другим. В зале, где сидели несколько десятков маленьких шалунов, стояла тишина. Но когда автор закончил чтение, аудитория вдруг взорвалась криками: ещё! Ещё! Ребята хлопали, топали ногами и требовали продолжения. Дети приняли Носова и полюбили навсегда.
Писатель Руфим Фраерман в воспоминаниях о Николае Николаевиче писал, что Носов хорошо знал детское сердце. И в своих книгах с помощью доброго смеха, незаметно, без всякой назидательности, пробуждал в маленьком читателе понимание справедливого, разумного и прекрасного. Чтобы на пути взросления ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо. «Человека надо воспитывать добротой», — любил повторять Носов. Именно этому он и посвятил свою жизнь, создавая добрые и светлые произведения. Например, рассказ «Огурцы». В нём мальчик по имени Котька учится быть честным и правдивым. Он на собственном примере узнаёт, что брать чужое нехорошо, а обманывать стыдно. А в «Повести о моём друге Игоре» маленький герой проходит через события, которые учат его дружбе, доброте, любви, сопереживанию, общности с другими людьми.
Друг Николая Носова, детский писатель Анатолий Алексин однажды заметил: далеко не всякая хорошая взрослая книга может быть интересна детям. Зато всякое истинно талантливое произведение, написанное для детей, пленяет людей всех без исключения возрастов. Говоря эти слова, он имел в виду книги Николая Носова. Ими зачитывались, и продолжают зачитываться сегодня, маленькие и взрослые. И у нас, и в других странах. В Японии, например, один почитатель творчества Николая Николаевича даже открыл кафе, которое назвал в честь знаменитого носовского героя — «Незнайка». Да и сам Николай Николаевич Носов говорил: «Даже если вы — совсем взрослый, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы. А мы с вами — всё те же дети».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема