
В 1894 году студент Санкт-Петербургского университета Николай Лосский организовал философский кружок, который собирался на квартире Марии и Владимира Стоюниных, известных петербургских педагогов. Вскоре к кружку присоединилась дочь Стоюниных Людмила, слушательница Историко-филологического факультета Высших Женских Курсов. И на многие годы стала верной спутницей выдающегося русского философа.
Кружок существовал несколько лет. Его члены обсуждали доклады, устраивали философские дискуссии, читали друг другу свои стихи, рассказы, вместе гуляли по пригородам Петербурга. В семейной атмосфере кружка созрела любовь между Николаем и Людмилой. Однажды кружковцы решили устроить костюмированный бал: «Людмила Владимировна, — вспоминает Николай Лосский, — была очень красиво одета мифической птицей Сирин. Костюм птицы печали очень шел к её серьезному лицу. В этот вечер во мне сложилось намерение добиться её руки». На праздник Рождества в 1901 году Николай Лосский сделал девушке предложение, и она с радостью согласилась.
Николай и Людмила поженились 16 июня 1902 года в Женеве, где молодой человек тогда проходил стажировку. Венчал их настоятель Крестовоздвиженского собора Женевы протоиерей Николай Апраксин. «Служба произвела на меня и Людмилу сильное впечатление, — вспоминал Лосский. — Тогда мы ясно осознали, что венчание есть таинство, завершающее и оформляющее духовно-телесную связь, которая поддерживается сверхчеловеческой силой». Отец Николай крестил и первенца Лосских Владимира, который родился в 1903 году. Всего у Лосских было четверо детей. Со временем один из сыновей — Владимир — станет знаменитым богословом.
До революции Николай Онуфриевич занимал должность приват-доцента, а затем профессора в Санкт-Петербургском университете. Людмила помогала матери в частной гимназии, которой Мария Стоюнина руководила. После прихода большевиков к власти Лосский лишился работы за христианские взгляды, а гимназия, как и все прочие учебные заведения, перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. Супруги перебивались случайными заработками. В феврале 1919 года от тифа умерла дочь Лосских Маруся. В смутные годы, особенно после смерти дочери, Людмила Владимировна часто унывала и говорила супругу, что боится за семейное счастье, боится будущего. Николай Онуфриевич успокаивал супругу, повторяя, что «вся жизнь человека руководится Провидением и что всё, случающееся в ней, имеет глубокий смысл».
Зимой 1922 года он заболел желтухой. Супруги молились Богородице об исцелении. В день Благовещения Лосский попросил жену отнести последние ценные вещи в дар Казанскому собору. «Когда она согласилась, — вспоминал Николай Онуфриевич, — я почувствовал во всем теле переживание счастливой цельности. С этого момента я исцелился от своей болезни, желтуха прошла».
В 1922 году большевики в числе других деятелей русской культуры выслали семью Лосских в Берлин, откуда они вскоре переехали в Прагу, где жили до 1942 года. Николай Онуфриевич преподавал в пражском Русском народном университете, а Людмила посвятила себя домашнему хозяйству. Однажды в 1927 году, когда Андрей заболел, Людмила повезла его на курорт Руайян во Франции, и так получилось, что 25-летие брака супруги встретили порознь. «Дорогой мой Коля, — писала Людмила Владимировна. — Вот уже 25 лет прошло со дня нашей свадьбы. Издалека обнимаю тебя и крепко целую. Я бесконечно счастлива с тобою и любовь моя к тебе не уменьшается, а растёт с годами. К любви моей еще присоединяется и гордость тобою и восхищение».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











