
В 1894 году студент Санкт-Петербургского университета Николай Лосский организовал философский кружок, который собирался на квартире Марии и Владимира Стоюниных, известных петербургских педагогов. Вскоре к кружку присоединилась дочь Стоюниных Людмила, слушательница Историко-филологического факультета Высших Женских Курсов. И на многие годы стала верной спутницей выдающегося русского философа.
Кружок существовал несколько лет. Его члены обсуждали доклады, устраивали философские дискуссии, читали друг другу свои стихи, рассказы, вместе гуляли по пригородам Петербурга. В семейной атмосфере кружка созрела любовь между Николаем и Людмилой. Однажды кружковцы решили устроить костюмированный бал: «Людмила Владимировна, — вспоминает Николай Лосский, — была очень красиво одета мифической птицей Сирин. Костюм птицы печали очень шел к её серьезному лицу. В этот вечер во мне сложилось намерение добиться её руки». На праздник Рождества в 1901 году Николай Лосский сделал девушке предложение, и она с радостью согласилась.
Николай и Людмила поженились 16 июня 1902 года в Женеве, где молодой человек тогда проходил стажировку. Венчал их настоятель Крестовоздвиженского собора Женевы протоиерей Николай Апраксин. «Служба произвела на меня и Людмилу сильное впечатление, — вспоминал Лосский. — Тогда мы ясно осознали, что венчание есть таинство, завершающее и оформляющее духовно-телесную связь, которая поддерживается сверхчеловеческой силой». Отец Николай крестил и первенца Лосских Владимира, который родился в 1903 году. Всего у Лосских было четверо детей. Со временем один из сыновей — Владимир — станет знаменитым богословом.
До революции Николай Онуфриевич занимал должность приват-доцента, а затем профессора в Санкт-Петербургском университете. Людмила помогала матери в частной гимназии, которой Мария Стоюнина руководила. После прихода большевиков к власти Лосский лишился работы за христианские взгляды, а гимназия, как и все прочие учебные заведения, перешла в ведение Народного комиссариата просвещения. Супруги перебивались случайными заработками. В феврале 1919 года от тифа умерла дочь Лосских Маруся. В смутные годы, особенно после смерти дочери, Людмила Владимировна часто унывала и говорила супругу, что боится за семейное счастье, боится будущего. Николай Онуфриевич успокаивал супругу, повторяя, что «вся жизнь человека руководится Провидением и что всё, случающееся в ней, имеет глубокий смысл».
Зимой 1922 года он заболел желтухой. Супруги молились Богородице об исцелении. В день Благовещения Лосский попросил жену отнести последние ценные вещи в дар Казанскому собору. «Когда она согласилась, — вспоминал Николай Онуфриевич, — я почувствовал во всем теле переживание счастливой цельности. С этого момента я исцелился от своей болезни, желтуха прошла».
В 1922 году большевики в числе других деятелей русской культуры выслали семью Лосских в Берлин, откуда они вскоре переехали в Прагу, где жили до 1942 года. Николай Онуфриевич преподавал в пражском Русском народном университете, а Людмила посвятила себя домашнему хозяйству. Однажды в 1927 году, когда Андрей заболел, Людмила повезла его на курорт Руайян во Франции, и так получилось, что 25-летие брака супруги встретили порознь. «Дорогой мой Коля, — писала Людмила Владимировна. — Вот уже 25 лет прошло со дня нашей свадьбы. Издалека обнимаю тебя и крепко целую. Я бесконечно счастлива с тобою и любовь моя к тебе не уменьшается, а растёт с годами. К любви моей еще присоединяется и гордость тобою и восхищение».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема