— Ребята, экскурсия заканчивается, сейчас у вас свободное время. Можете походить ещё по Русскому музею, а через полчаса встречаемся на выходе у афиши. Миша, Алёна, слышите? (Голоса: «Да, да, слышим») Настя, ты где у меня?
— Я здесь, Маргарита Константиновна! Почему-то не хочется уходить вот от этой картины...
— Тебе понравилась произведение Николая Чернышёва «Верба распустилась»?
— Да, очень! Тут указано, что картина написана в 1926 году. На ней три девочки — мои ровесницы. Что у них за жизнь была, чем они увлекались? Вот бы узнать!
— Это нетрудно. Работа Николая Чернышёва сама рассказывает о своих героинях, достаточно лишь внимательно рассмотреть её. Попробуй!
— Я постараюсь! Одна из девочек держит в руках вербу. И у её ног — корзинка с цветущими ветками. Интересно, зачем она их набрала?
— Думаю, к празднику. Картина посвящена Вербному воскресенью, Входу Господню в Иерусалим. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вошёл в Иудейскую столицу за несколько дней до Распятия. Евреи встречали его как царя, приветствовали пальмовыми ветками. А в России пальмы не растут, и православные приносят на богослужение вербу.
— Да, я помню, мы с мамой на Вербное воскресение покупали у храма пушистые веточки. Вы думаете, Маргарита Константиновна, девочка с картины Николая Чернышёва продаёт вербу? Она что ... неблагополучная?
— Смотря что считать благополучием. Материального достатка в семье этой девочки точно нет. Взгляни, как она одета. Пальтишко ветхое, старенький платок на голове, стоптанные башмаки на босу ногу. А ведь на улице холодно. Героиня картины стоит на мосту, мы видим, что лёд на реке уже сошёл, но берега всё ещё в снегу.
— Мёрзнет, бедненькая.
— Да, но при этом лицо её спокойно, а взгляд светел. Возможно, девочка продает вербу, чтобы помочь родителям. А может быть, она дарит веточки, а вместе с ними — радость. Так или иначе, вот так напоминать людям о православном празднике в то время было смелым поступком.
— Смелым? Девочка чем-то рисковала?
— Конечно. После революции 1917 года в России начались гонения на христиан и продолжались они не одно десятилетие. Храмы закрывали и уничтожали, священников сажали в тюрьмы, морили в лагерях, расстреливали. Над верующими насмехались, подвергали их различным притеснениям. Советская власть с первых дней своего существования поставила перед собой цель полностью уничтожить православие в стране. И сама принадлежность к Церкви становилась поводом для дискриминации.
— Но это же вы говорите про взрослых. Неужели и дети страдали за веру в Бога?
— Дети из религиозных семей жили в нужде уже потому, что власти притесняли их родителей. Об этом свидетельствует и Николай Чернышёв в своей картине «Верба распустилась». Взгляни, на девочках, которые подходят к героине с вербой, новая одежда и обувь. Они в тёплых штанах и шапочках. Так художник подчеркнул социальное неравенство юной христианки и двух её неверующих сверстниц.
— А как вы поняли, что эти девочки неверующие?
— На одной из них мы видим красный галстук — значит, она пионерка, состоит в детской коммунистической организации. Накануне религиозных праздников пионеры устраивали рейды — следили, чтобы одноклассники не принимали участия в богослужениях. Видишь тетрадку в руке у второй девочки? Думаю, сейчас они внесут нашу христианку в чёрный список, и в школе ей придется нелегко. Станут её высмеивать, запугивать, призывать отказаться от веры.
— Я почему-то думаю, что она всё выдержит и от Бога не откажется.
— В то страшное время миллионы людей свидетельствовали о Христе, не страшась насмешек и издевательств. Об их подвиге сохранилось множество напоминаний. И одно из них — картина Николая Чернышёва, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема