— Ребята, экскурсия заканчивается, сейчас у вас свободное время. Можете походить ещё по Русскому музею, а через полчаса встречаемся на выходе у афиши. Миша, Алёна, слышите? (Голоса: «Да, да, слышим») Настя, ты где у меня?
— Я здесь, Маргарита Константиновна! Почему-то не хочется уходить вот от этой картины...
— Тебе понравилась произведение Николая Чернышёва «Верба распустилась»?
— Да, очень! Тут указано, что картина написана в 1926 году. На ней три девочки — мои ровесницы. Что у них за жизнь была, чем они увлекались? Вот бы узнать!
— Это нетрудно. Работа Николая Чернышёва сама рассказывает о своих героинях, достаточно лишь внимательно рассмотреть её. Попробуй!
— Я постараюсь! Одна из девочек держит в руках вербу. И у её ног — корзинка с цветущими ветками. Интересно, зачем она их набрала?
— Думаю, к празднику. Картина посвящена Вербному воскресенью, Входу Господню в Иерусалим. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вошёл в Иудейскую столицу за несколько дней до Распятия. Евреи встречали его как царя, приветствовали пальмовыми ветками. А в России пальмы не растут, и православные приносят на богослужение вербу.
— Да, я помню, мы с мамой на Вербное воскресение покупали у храма пушистые веточки. Вы думаете, Маргарита Константиновна, девочка с картины Николая Чернышёва продаёт вербу? Она что ... неблагополучная?
— Смотря что считать благополучием. Материального достатка в семье этой девочки точно нет. Взгляни, как она одета. Пальтишко ветхое, старенький платок на голове, стоптанные башмаки на босу ногу. А ведь на улице холодно. Героиня картины стоит на мосту, мы видим, что лёд на реке уже сошёл, но берега всё ещё в снегу.
— Мёрзнет, бедненькая.
— Да, но при этом лицо её спокойно, а взгляд светел. Возможно, девочка продает вербу, чтобы помочь родителям. А может быть, она дарит веточки, а вместе с ними — радость. Так или иначе, вот так напоминать людям о православном празднике в то время было смелым поступком.
— Смелым? Девочка чем-то рисковала?
— Конечно. После революции 1917 года в России начались гонения на христиан и продолжались они не одно десятилетие. Храмы закрывали и уничтожали, священников сажали в тюрьмы, морили в лагерях, расстреливали. Над верующими насмехались, подвергали их различным притеснениям. Советская власть с первых дней своего существования поставила перед собой цель полностью уничтожить православие в стране. И сама принадлежность к Церкви становилась поводом для дискриминации.
— Но это же вы говорите про взрослых. Неужели и дети страдали за веру в Бога?
— Дети из религиозных семей жили в нужде уже потому, что власти притесняли их родителей. Об этом свидетельствует и Николай Чернышёв в своей картине «Верба распустилась». Взгляни, на девочках, которые подходят к героине с вербой, новая одежда и обувь. Они в тёплых штанах и шапочках. Так художник подчеркнул социальное неравенство юной христианки и двух её неверующих сверстниц.
— А как вы поняли, что эти девочки неверующие?
— На одной из них мы видим красный галстук — значит, она пионерка, состоит в детской коммунистической организации. Накануне религиозных праздников пионеры устраивали рейды — следили, чтобы одноклассники не принимали участия в богослужениях. Видишь тетрадку в руке у второй девочки? Думаю, сейчас они внесут нашу христианку в чёрный список, и в школе ей придется нелегко. Станут её высмеивать, запугивать, призывать отказаться от веры.
— Я почему-то думаю, что она всё выдержит и от Бога не откажется.
— В то страшное время миллионы людей свидетельствовали о Христе, не страшась насмешек и издевательств. Об их подвиге сохранилось множество напоминаний. И одно из них — картина Николая Чернышёва, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.