— Ребята, экскурсия заканчивается, сейчас у вас свободное время. Можете походить ещё по Русскому музею, а через полчаса встречаемся на выходе у афиши. Миша, Алёна, слышите? (Голоса: «Да, да, слышим») Настя, ты где у меня?
— Я здесь, Маргарита Константиновна! Почему-то не хочется уходить вот от этой картины...
— Тебе понравилась произведение Николая Чернышёва «Верба распустилась»?
— Да, очень! Тут указано, что картина написана в 1926 году. На ней три девочки — мои ровесницы. Что у них за жизнь была, чем они увлекались? Вот бы узнать!
— Это нетрудно. Работа Николая Чернышёва сама рассказывает о своих героинях, достаточно лишь внимательно рассмотреть её. Попробуй!
— Я постараюсь! Одна из девочек держит в руках вербу. И у её ног — корзинка с цветущими ветками. Интересно, зачем она их набрала?
— Думаю, к празднику. Картина посвящена Вербному воскресенью, Входу Господню в Иерусалим. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вошёл в Иудейскую столицу за несколько дней до Распятия. Евреи встречали его как царя, приветствовали пальмовыми ветками. А в России пальмы не растут, и православные приносят на богослужение вербу.
— Да, я помню, мы с мамой на Вербное воскресение покупали у храма пушистые веточки. Вы думаете, Маргарита Константиновна, девочка с картины Николая Чернышёва продаёт вербу? Она что ... неблагополучная?
— Смотря что считать благополучием. Материального достатка в семье этой девочки точно нет. Взгляни, как она одета. Пальтишко ветхое, старенький платок на голове, стоптанные башмаки на босу ногу. А ведь на улице холодно. Героиня картины стоит на мосту, мы видим, что лёд на реке уже сошёл, но берега всё ещё в снегу.
— Мёрзнет, бедненькая.
— Да, но при этом лицо её спокойно, а взгляд светел. Возможно, девочка продает вербу, чтобы помочь родителям. А может быть, она дарит веточки, а вместе с ними — радость. Так или иначе, вот так напоминать людям о православном празднике в то время было смелым поступком.
— Смелым? Девочка чем-то рисковала?
— Конечно. После революции 1917 года в России начались гонения на христиан и продолжались они не одно десятилетие. Храмы закрывали и уничтожали, священников сажали в тюрьмы, морили в лагерях, расстреливали. Над верующими насмехались, подвергали их различным притеснениям. Советская власть с первых дней своего существования поставила перед собой цель полностью уничтожить православие в стране. И сама принадлежность к Церкви становилась поводом для дискриминации.
— Но это же вы говорите про взрослых. Неужели и дети страдали за веру в Бога?
— Дети из религиозных семей жили в нужде уже потому, что власти притесняли их родителей. Об этом свидетельствует и Николай Чернышёв в своей картине «Верба распустилась». Взгляни, на девочках, которые подходят к героине с вербой, новая одежда и обувь. Они в тёплых штанах и шапочках. Так художник подчеркнул социальное неравенство юной христианки и двух её неверующих сверстниц.
— А как вы поняли, что эти девочки неверующие?
— На одной из них мы видим красный галстук — значит, она пионерка, состоит в детской коммунистической организации. Накануне религиозных праздников пионеры устраивали рейды — следили, чтобы одноклассники не принимали участия в богослужениях. Видишь тетрадку в руке у второй девочки? Думаю, сейчас они внесут нашу христианку в чёрный список, и в школе ей придется нелегко. Станут её высмеивать, запугивать, призывать отказаться от веры.
— Я почему-то думаю, что она всё выдержит и от Бога не откажется.
— В то страшное время миллионы людей свидетельствовали о Христе, не страшась насмешек и издевательств. Об их подвиге сохранилось множество напоминаний. И одно из них — картина Николая Чернышёва, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.