
Жил-был юноша по имени Томаш. Как-то он узнал об одном месте в горах, где встречаются крупные алмазы, и у него появилась мечта — отыскать самый большой алмаз в мире. Днями и ночами Томаш рыл гору, искал заветный камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось.
Родители сосватали Томашу невесту, и он женился. Правда, жену свою из-за занятости почти не видел. Вскоре у него родилась дочь, но Томаш по-прежнему целыми днями пропадал в пещере.
И вот однажды он нашёл огромный алмаз — настолько прозрачный и чистый, что если положить его в стакан с водой, камень можно и не заметить. Томаш хранил драгоценный камень в ларце на бархатной подушке, и каждый день подолгу любовался своим сокровищем.
Однажды, рассматривая свой алмаз, Томаш обнаружил в нём маленькую трещинку и схватился за голову. Ведь он был уже не молод, и на добычу второго такого же камня не осталось сил. Тогда Томаш решил огранить свой алмаз, чтобы скрыть дефект, и у него получился превосходный бриллиант. Томаш вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке. Он был готов без конца любоваться, как красиво бриллиант играет на солнце всеми цветами радуги и таинственно мерцает в ночи.
Время шло, и дочь собралась выходить замуж. Жена стала уговаривать, чтобы Томаш позволил дочери надеть на себя в день свадьбы кулон с бриллиантом. После долгих уговоров Томаш согласился. В конце концов, ему самому давно хотелось похвастаться перед друзьями и соседями своей редкой находкой.
Во время свадебного пира все гости при виде невесты в белом платье с бриллиантовым кулоном восхищённо говорили: Ах, какая неземная красота!" Томаш раздувался от гордости, любуясь своим бриллиантом, и, наконец, похвастался соседу:
— Если бы ты только знал, сколько дней и ночей я рыл гору, чтобы найти такой алмаз. Я охотился за ним всю свою жизнь! А потом ещё несколько лет шлифовал, чтобы получить чистой воды бриллиант.
— Что? Не пойму, о чём это ты толкуешь, — удивился сосед.
— Но ты сам только что сказал: «Какая неземная красота!» — напомнил ему Томаш.
— Все вокруг восторгаются неземной красотой твоей дочери, и я не исключение, — сказал сосед. — Она выросла такой красавицей и умницей. Как тебе это удалось? А никакого алмаза я что-то не заметил. Это тот блестящий камешек на шее невесты, что ли?
Понял тогда Томаш, что, гоняясь всю жизнь за красотой, он не видел её в собственном доме и даже не заметил, как росла его дочь. Да что там! Получается, он вообще пропустил в жизни всё самое важное и интересное, и в погоне за сокровищем сам себя обокрал.
(по мотивам чешской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема