
Жил-был юноша по имени Томаш. Как-то он узнал об одном месте в горах, где встречаются крупные алмазы, и у него появилась мечта — отыскать самый большой алмаз в мире. Днями и ночами Томаш рыл гору, искал заветный камень, но никак не мог найти такой, как ему хотелось.
Родители сосватали Томашу невесту, и он женился. Правда, жену свою из-за занятости почти не видел. Вскоре у него родилась дочь, но Томаш по-прежнему целыми днями пропадал в пещере.
И вот однажды он нашёл огромный алмаз — настолько прозрачный и чистый, что если положить его в стакан с водой, камень можно и не заметить. Томаш хранил драгоценный камень в ларце на бархатной подушке, и каждый день подолгу любовался своим сокровищем.
Однажды, рассматривая свой алмаз, Томаш обнаружил в нём маленькую трещинку и схватился за голову. Ведь он был уже не молод, и на добычу второго такого же камня не осталось сил. Тогда Томаш решил огранить свой алмаз, чтобы скрыть дефект, и у него получился превосходный бриллиант. Томаш вставил его в оправу и повесил на золотой цепочке. Он был готов без конца любоваться, как красиво бриллиант играет на солнце всеми цветами радуги и таинственно мерцает в ночи.
Время шло, и дочь собралась выходить замуж. Жена стала уговаривать, чтобы Томаш позволил дочери надеть на себя в день свадьбы кулон с бриллиантом. После долгих уговоров Томаш согласился. В конце концов, ему самому давно хотелось похвастаться перед друзьями и соседями своей редкой находкой.
Во время свадебного пира все гости при виде невесты в белом платье с бриллиантовым кулоном восхищённо говорили: Ах, какая неземная красота!" Томаш раздувался от гордости, любуясь своим бриллиантом, и, наконец, похвастался соседу:
— Если бы ты только знал, сколько дней и ночей я рыл гору, чтобы найти такой алмаз. Я охотился за ним всю свою жизнь! А потом ещё несколько лет шлифовал, чтобы получить чистой воды бриллиант.
— Что? Не пойму, о чём это ты толкуешь, — удивился сосед.
— Но ты сам только что сказал: «Какая неземная красота!» — напомнил ему Томаш.
— Все вокруг восторгаются неземной красотой твоей дочери, и я не исключение, — сказал сосед. — Она выросла такой красавицей и умницей. Как тебе это удалось? А никакого алмаза я что-то не заметил. Это тот блестящий камешек на шее невесты, что ли?
Понял тогда Томаш, что, гоняясь всю жизнь за красотой, он не видел её в собственном доме и даже не заметил, как росла его дочь. Да что там! Получается, он вообще пропустил в жизни всё самое важное и интересное, и в погоне за сокровищем сам себя обокрал.
(по мотивам чешской народной сказки)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер