Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Английский писатель Невил Шют — прекрасный тому пример. Во время Второй Мировой войны он был успешным военным инженером и лётчиком. В послевоенные годы, перебравшись из Британии в Австралию, стал процветающим фермером. И всё это время писал книги, каждая из которых становилась, ни много ни мало, мировым бестселлером. Одна из них — роман под названием «Крысолов» — прославила Невила Шюта и в почти закрытой для иностранной литературы, тогда ещё советской России.
Правда, произведение было опубликовано у нас лишь в 1983 году. Однако с тех пор множество раз переиздавалось, так что у современных читателей есть возможность познакомиться с книгой, которую критики ставят в один ряд со знаменитым «Списком Шиндлера» Томаса Кенэлли.
Несмотря на то, что Невил Шют никогда не подчёркивал документальную основу своего произведения, думается, что оно вполне могло быть основано на реальных событиях. «Тихих» подвигов, подобных тому, о котором пишет автор «Крысолова», в годы Второй Мировой войны было немало.
Перед читателем — история обычного пожилого англичанина по имени Джон Ховард, который в первые дни войны приехал отдохнуть и порыбачить в маленькую французскую деревушку в Альпах. В гостинице Джон познакомился с семьёй КэвЕно из Женевы. Старик много времени проводил двумя детьми КэвЕно — Шейлой и Ронни. Накануне его отъезда стало известно, что Женеву заняли немцы. Мистеру и миссис Кэвено необходимо было возвращаться, но везти детей в оккупированный город они опасались. И попросили Джона Ховарда взять их с собой в Англию, чтобы там передать на попечение тётушки. Задача казалась несложной — Джону с детьми нужно было лишь сесть на поезд, идущий до порта и пересечь на пароме Ла-Манш. Но война не играет по правилам. Дорога домой стала для Джона нелёгким испытанием и проверкой на мужество, милосердие и любовь.
Метафорической основой романа стала знаменитая легенда о Гамельнском крысолове, который, играя на дудочке, увёл за собою из города всех детей. Однако в отличие от него, герой произведения спас вверенных ему малышей — и не только детей Кэвено. По пути Джон Ховард, порой рискуя жизнью, уже по собственной инициативе брал под своё крыло и других детей, и в итоге привёз в Англию семерых!
Весьма примечательно, что в произведении о войне Невил Шют обходится без описания ужасов, жестокости и крови. Роман «Крысолов» от начала и до конца наполнен светом — тёплым светом доброго человеческого сердца, которым согреваются все, кто хотя бы ненадолго с ним соприкоснулся.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»