
Фото: Vitalii Onyshchuk/Unsplash
Среди наиболее почитаемых афонских святынь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери. История этой иконы действительно уникальна. Первое упоминание об образе Богородицы, который потом будет называться «Иверским», относится к началу 9 века.
В Византии тогда правили императоры – уничтожители икон. Одна благочестивая женщина боялась, что её любимая икона Богоматери будет уничтожена, как и огромное количество иных святых образов. Поэтому она пришла с иконой к берегу моря и отправила её в странствие по волнам. Что было потом нам неизвестно. Известно лишь, что в 1004 году икона чудесным образом явилась рядом с берегом Афона. Рядом с тем местом, где до сих пор стоит Иверский монастырь. Своё название эта монашеская обитель получила благодаря тому, что её основали знатные грузинские семьи и первоначально Иверский монастырь населяли монахи-грузины. Иверия – древнее название Грузии.
Именно им и выпала честь встретить чудесным образом явившуюся икону. Монахи пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её икону. В те годы рядом с Иверской обителью жил святой старец Гавриил. Ему было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Её образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.
Монахи постарались найти в обители для иконы самое торжественное место. Но образ постоянно исчезал и оказывался над вратами обители. Монахи стали называть Иверскую икону «Вратарница» и через некоторое время поместили её в специально построенную церковь у врат обители. Там Иверская икона и находится в наши дни.
Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У неё есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через её края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед некоторыми военными конфликтами и катаклизмами - например, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.
Иверская икона никогда не покидала пределов своей обители. Она лишь иногда переносится из одного храма монастыря – в другой. Знаменитой традицией Иверского монастыря является торжественный крестный ход, во главе которого несут икону. Крестный ход проводится в первый вторник после Пасхи и его участники не выходят за территорию обители. Монахи так трепетно подходят к этому вопросу, поскольку cогласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон.
Иверские монахи никогда не отвечали отказом на просьбы прислать копию чудотворного образа. Так список Иверской иконы появился в 17 веке на Руси. Специально для него у стен Кремля была построена особая часовня, названная Иверской. Она существует и сегодня, и каждый желающий может зайти в неё и поклониться копии Иверской иконы, которая, как и оригинал, прославлена многими чудесами.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема