Недавно я сильно разозлилась на своего друга. Мне очень нужна была его помощь в том вопросе, в котором он хорошо разбирался, а я совершенно ничего не понимала (вёрстка фотокниг для школы младшего сына). Я позвонила ему вечером, когда он был сильно уставшим и хотел спать. Он полчаса объяснял мне, что он не понимает, чего я от него хочу, и что он не знает, как мне помочь.
Я положила трубку и разозлилась. Неужели так сложно помочь? Зачем же тогда нужны друзья, если не для поддержки и содействия? В общем, я была обижена и сильно разочарована в своём друге, тем более что совершенно не понимала, как я завтра буду делать дизайн фотоальбомов, если я совсем не умею их верстать и обрабатывать фотографии.
На следующий день друг сам позвонил и предложил свою помощь. Мне было стыдно за свои вчерашние дурные мысли в отношении него: пол-воскресенья он сидел и обрабатывал фотографии, делал фотокниги для меня...
И я думала: на каком основании я вообще злилась на него? Он обязан мне помогать? Он у меня работает? Да даже если работал бы -- он что обязан пол-воскресенья тратить на решение моих проблем? Ему больше нечем заняться? Что за наглость - требовать от друга самопожертвования и героизма?
Нельзя этого требовать не потому, что не все способны на героические поступки, даже ради людей, которые им дороги. А просто потому, что у нас есть заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя", но у нас нет заповеди "требуй от других любви". То есть я могу чем угодно жертвовать тем, кого люблю, но я не должна ждать в ответ от них жертв. Всякое усилие со стороны другого человека, сделанное для меня лично, должно восприниматься мною с огромной благодарностью. Вот тогда я не буду обижаться и разочаровываться в своих близких.
По словам православного богослова и философа Сергея Фуделя (цитата): «самое трудное в смирении — это смиренно не требовать от других любви к себе. Наверное, можно воздыхать об этом («Господи, я замерзаю»), но нельзя требовать, даже внутренно». Нельзя относиться к ближнему, как к своей собственности, считая, что он должен поступать именно так, как я от него ожидаю, а иначе я с ним и общаться не желаю! Очень важно всегда чувствовать, что рядом со мной другие люди, имеющие свое мнение, свое видение, свой опыт, и нужно понимать, что любое моё действие, так или иначе задевает их.
Поэтому, когда друг выполнил мою просьбу, я всеми силами постаралась выразить ему свою признательность. Не представляю, как бы я без него справилась. И теперь во мне чувство теплой, благодарной радости от того, что Бог даровал таких близких и добрых друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Слава Богу за всё. Хочется быть достойной такого отношения к себе, быть таким же верным и надежным другом.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема