Недавно я сильно разозлилась на своего друга. Мне очень нужна была его помощь в том вопросе, в котором он хорошо разбирался, а я совершенно ничего не понимала (вёрстка фотокниг для школы младшего сына). Я позвонила ему вечером, когда он был сильно уставшим и хотел спать. Он полчаса объяснял мне, что он не понимает, чего я от него хочу, и что он не знает, как мне помочь.
Я положила трубку и разозлилась. Неужели так сложно помочь? Зачем же тогда нужны друзья, если не для поддержки и содействия? В общем, я была обижена и сильно разочарована в своём друге, тем более что совершенно не понимала, как я завтра буду делать дизайн фотоальбомов, если я совсем не умею их верстать и обрабатывать фотографии.
На следующий день друг сам позвонил и предложил свою помощь. Мне было стыдно за свои вчерашние дурные мысли в отношении него: пол-воскресенья он сидел и обрабатывал фотографии, делал фотокниги для меня...
И я думала: на каком основании я вообще злилась на него? Он обязан мне помогать? Он у меня работает? Да даже если работал бы -- он что обязан пол-воскресенья тратить на решение моих проблем? Ему больше нечем заняться? Что за наглость - требовать от друга самопожертвования и героизма?
Нельзя этого требовать не потому, что не все способны на героические поступки, даже ради людей, которые им дороги. А просто потому, что у нас есть заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя", но у нас нет заповеди "требуй от других любви". То есть я могу чем угодно жертвовать тем, кого люблю, но я не должна ждать в ответ от них жертв. Всякое усилие со стороны другого человека, сделанное для меня лично, должно восприниматься мною с огромной благодарностью. Вот тогда я не буду обижаться и разочаровываться в своих близких.
По словам православного богослова и философа Сергея Фуделя (цитата): «самое трудное в смирении — это смиренно не требовать от других любви к себе. Наверное, можно воздыхать об этом («Господи, я замерзаю»), но нельзя требовать, даже внутренно». Нельзя относиться к ближнему, как к своей собственности, считая, что он должен поступать именно так, как я от него ожидаю, а иначе я с ним и общаться не желаю! Очень важно всегда чувствовать, что рядом со мной другие люди, имеющие свое мнение, свое видение, свой опыт, и нужно понимать, что любое моё действие, так или иначе задевает их.
Поэтому, когда друг выполнил мою просьбу, я всеми силами постаралась выразить ему свою признательность. Не представляю, как бы я без него справилась. И теперь во мне чувство теплой, благодарной радости от того, что Бог даровал таких близких и добрых друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Слава Богу за всё. Хочется быть достойной такого отношения к себе, быть таким же верным и надежным другом.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер