«Неделя перед Богоявлением и Собор 70 апостолов». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя перед Богоявлением и Собор 70 апостолов». Прот. Федор Бородин

* Поделиться

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в ближайшее воскресенье и богослужения Субботы по Богоявлении, а также о памяти святых священномученика Исидора Юрьевского, святителя Филиппа (Колычева) — митрополита Московского и святителя Феофана Затворника. Мы говорили о значении Навечерия Богоявления, праздника Крещения Господня и о праздновании Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Отец Федор объяснил, в чем смысл Евангельского чтения и отрывка из Деяний святых апостолов в воскресный день и в Субботу по Богоявлении.


М. Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня со мной в студии настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. С его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас в церкви завтра, в 32-й воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей седмице. Завтрашнее воскресенье в церковном календаре называется Неделя перед Богоявлением и Собор 70-и апостолов. Как всегда мы стараемся понять смысл воскресного дня, исходя из тех чтений отрывков из Апостольских посланий и Евангелия, которые мы услышим завтра во время Литургии. Завтрашнее чтение Недели перед Богоявлением начинается с отрывка из Второго послания апостола Павла к Тимофею, 4-я глава, стихи 5-8, которые сразу, как плакаты времён Великой Отечественной войны, начинаются с призыва: «Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби...» Вот почему так важно апостолу и Церкви через него нам сообщить вот этот призыв к бдительности?

Прот. Фёдор Бородин

— Дело в том, что Тимофей был очень молод. И в посланиях говорится, что «пусть никто не пренебрегает твоей молодостью». А он был оставлен епископом в Ефесе, если не ошибаюсь, где была огромная христианская община, устроенная апостолом Павлом, который там два года жил. И, конечно, Ефес, как такой торговый и интеллектуальный центр античного мира, представлял очень большую опасность. И там было очень много соблазнов и много людей, которые могли по-своему понимать и навязывать своё видение христианства. Поэтому, конечно, Тимофею и окружающим его христианам пришлось жить действительно очень бдительно, аскетично и очень внимательно. Меня здесь всегда значительно больше поражают слова о том, что «готовится мне венец правды, который даст мне Господь...» То есть апостол Павел понимает, что скоро его смерть. Он пишет из римского заключения это послание. И вот слова, которые меня поражают: «Течение совершил, веру сохранил». Понимаете, веру надо хранить — вот это удивительно. И апостол Павел говорит, что то, что он оканчивает своё жизненное течение, сохранив веру, — за это ему готовится теперь венец правды. Не за проповедь, не за чудеса, не за послания, а за сохранение веры.

М. Борисова

— А дальше там идут такие слова, что «не только мне, но и всем, возлюбившем явление Его». Не сказано «пострадавшим», не сказано «проповедовавшим», а вот формула — «возлюбившим явление Его».

Прот. Фёдор Бородин

— Пострадавшим — это как Господь даст, какой путь Он поручит тебе на земле. Но если ты хранишь себя в вере, бережёшь её, как своё сокровище, тогда ты будешь с тем, Кто тебя любит, потому что Иоанн Богослов говорит, что Он прежде возлюбил нас, поэтому мы в ответ любим Его.

М. Борисова

— А дальше следует чтение отрывка из Евангелия от Марка, из первой главы, стихи 1-8, это самое начало Евангелия, где описывается выход Иоанна Крестителя на проповедь: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов...» Но ведь, если строго говорить, крещение покаяния, именно крещение, он не проповедовал. Он проповедовал необходимость покаяния. Почему у апостола такая какая-то совмещённая формула появилась?

Прот. Фёдор Бородин

— Крещение (по-гречески «баптизо» — «крещаю») буквально переводится как «погружаю». И естественно, что для любого человека омытие от греха символизируется или символически является через омытие тела — омытие рук или всего человека. Поэтому Иоанн этот древнейший обряд омовения тела при омовении через покаяние души от греха совершает там, где есть глубокая вода, то есть в Иордане. Потому что воды вообще в Израиле мало. И предание говорит, что ещё почему его так боялись и перед ним так трепетали, потому что ему было открыто, что происходит в душе человека. Он заводил человека в воду, клал ему руку на голову и добивался, чтобы человек покаялся во всём, а что человек скрывал, то Иоанн ему напоминал. И это было, конечно, страшно, когда вдруг рядом есть человек, который знает о тебе всё.

М. Борисова

— Но помимо чтений, посвящённых Неделе перед Богоявлением, завтра мы услышим ещё чтения, посвящённые празднованию Собора 70-и апостолов. Прежде всего это отрывок из Послания к Римлянам апостола Павла — из 8-й главы стихи 8-14-й. И первое, с чего начинается этот отрывок, сразу же заставляет тебя остановиться. Потому что апостол говорит: «Живущие по плоти Богу угодить не могут». Но мы же что всё время говорим? Что святых среди нас очень мало, мы грешные. И все члены Церкви Христовой — это грешные люди, живущие по плоти. Но тут категорически утверждается, что, значит, мы все не можем угодить Богу.

Прот. Фёдор Бородин

— Нет, наверное, речь не об этом. Мы всё-таки люди духовные, хотя мы очень часто срываемся. Дело в том, что и духовный человек, и, по терминологии Павла, душевный человек, и плотской человек — это всё я один, это всё во мне. И я сейчас могу быть более плотским человеком, а вот завтра я могу быть духовным человеком. В разных случаях во мне преобладает что-то. И решение о том, что сейчас во мне преобладает, принимаю я, с помощью Божией. Поэтому, конечно, христиане первых веков значительно строже относились к себе, они перешли из развратного, распущенного языческого мира. Если это Послание к Римлянам, то там не так много христиан из иудеев. И, конечно, они блюлись от тяжких грехов, которые чаще всего мы сейчас называем смертными, поэтому они были непричастны этим грехам. Кстати, Иоанн Богослов об этом тоже говорит, что любящий Бога не грешит. Это не значит, что у него нет мелких грехов — нельзя так напрямую считать.

М. Борисова

— Дальше следует отрывок из Евангелия от Луки — 10-я глава, стихи 1-12, где описывается, как Спаситель посылает 70 учеников на проповедь. Вот что это за 70 учеников Спасителя? Во-первых, непонятно, почему о них практически не говорится поимённо. Мы же не знаем из Писания — мы знаем из Предания имена этих апостолов, но мы не встречаем их поимённо в Евангелии. Почему они такие инкогнито сохранившиеся ученики?

Прот. Фёдор Бородин

— Дело в том, что если сейчас открыть календарь в день памяти 70-и апостолов, то они все там будут поимённо названы. Но это позднейшая работа богословов и людей, которые изучали историю Церкви. И в этот Собор вставили всех, кто участвовал в распространении христианства в I веке и известен по имени, всех из посланий апостола Павла, семь первых диаконов и остальных известных нам персонажей. Но я повторюсь, что 70 — это, конечно, условная цифра, она обозначает полноту. У древнего человека даже не было такой надобности всех их собирать. 70 — это был как бы второй ряд тружеников Христовых. Хотя о многих из них известно достаточно подробно, например из Книги Деяний. Мы хорошо знаем о Варнаве, мы хорошо знаем, конечно, о первомученике архидиаконе Стефане, мы знаем о Силе (сокращённо от имени Силуан), мы знаем о Тимофее, мы знаем о Филимоне, мы знаем об Аполлосе, его историю. То есть это люди, которые характерные, у которых свой путь.

М. Борисова

— Мы знаем ещё ученика апостола Иоанна Прохора.

Прот. Фёдор Бородин

— Прохора мы знаем, Марка и Луку — святых евангелистов, которые многократно изображены в каждом храме, они от 70-и апостолов. Мне кажется, в день памяти этих святых посмотреть на то, как вели себя эти люди и перечитать Книгу Деяний. Потому что то, что описывается Христом как задание, которое даётся им, когда они отправляются на проповедь, это очень интересно. Это люди, которые совершают «дело благовестника», как в Послании к Римлянам мы слышали апостол Павел про себя говорит, то есть по-гречески буквально «дело евангелиста», то есть тот, кто идёт и рассказывает, возвещает Евангелие о Христе. И для того, чтобы Господь им помогал, они должны были отказаться от надежды на что бы то ни было: ни второй пары обуви, ни денег в поясе (тогда вместо кошелька носили монеты в поясе), ни дома заранее, в котором ты придёшь и остановишься. А ты приходишь, благовествуешь, если там тебя принимают, ты там остаёшься и ешь с благодарностью всё, что там тебе дают. А если нет, то ты переходишь в другой дом или в другой город. Вот это такое полное доверие себя Господу — это условие, при котором легче уверовать, потому что ты видишь человека, который жизнью своей подчёркивает, что он верит в то, что он проповедует, что Бог о нём заботится. Ведь Евангелие о чём? О том, что мы любимы, о том, что мы нужны, о том, что Бог пришёл в мир, потому что мы погибаем. И вот пришёл человек о Нём рассказывать, и он этим живёт, и Бог о нём заботится. Понимаете? Поэтому проповедь 70-и апостолов была такой убедительной.

М. Борисова

— Там есть ещё очень важная деталь, мне кажется, которая из нашего сознания периодически исчезает. Он говорит: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои». Это когда мы периодически начинаем рассуждать о нашем священстве, мы как-то совершенно забываем эту фразу из Евангелия. Практически ведь на тех, кто принимает благовестников, возлагается определённая обязанность. Но если трудящийся достоин награды за труды свои, кто-то должен эту награду, в её физическом выражении, ему дать. А кто, кроме тех, кто собственно его принимает и слушает его слово?

Прот. Фёдор Бородин

— Древняя Церковь достаточно просто приняла практику десятины из Ветхого Завета, которая шла на содержание благовестников, потом храмов. Сейчас это, конечно, ушло — по многим причинам ушло. Во-первых, священнослужители в синодальное время содержались через жалование из духовной консистории, которая была, насколько я знаю, которая получалась по ведомству. Как сейчас в Греции, кстати, где получает государственное жалование около 500 евро любой священнослужитель в месяц. Потом в советское время там совсем всё было запутано. До Хрущёва, после Хрущёва — всё было по-разному, сейчас об этом говорить, наверное, не очень стоит. Но да, эта проблема есть, но в ней должно быть доверие. Мальчик, когда поступает в семинарию, сейчас даже подписывает определённые обязательства о том, что он будет рукоположен, и потом, кстати, и его жена перед хиротонией, насколько я знаю, подписывает определённые обязательства о том, что куда бы ни направили, будет это город или село, богатое или бедное место, это будет неважно — ты поедешь туда, куда тебя пошлют. Это надо иметь такое намерение, это надо иметь такую любовь и такое желание проповедовать. Но это делает возможным такое чудодейственное участие Святого Духа в проповеди.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». С вами Марина Борисова, и со мной настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. И мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Предстоящая седмица у нас замечательная, потому что нас ждёт Навечерие Богоявления — это Крещенский сочельник 18 января, собственно сам праздник Богоявления, Крещения Господня 19 января и Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 20 января. Вот такой просто целый букет праздников нас ждёт на этой неделе. Конечно, все ждут Крещения, чтобы не только побывать в храме, но ещё и набрать крещенской воды, и многие ещё чтобы окунуться в крещенскую Иордань. Вот по поводу Великого освящения воды, во-первых, хочется особо напомнить, что чин этот совершается дважды: он совершается в сочельник и совершается непосредственно в праздник. Вот давайте как-то поподробнее вспомним, как всё это собственно происходит. Потому что в сам праздник Крещения, естественно, многие из наших радиослушателей, я думаю, бывают в храме, а вот в сочельник, когда после Литургии совершается чин Великого освящения воды, во-первых, многие не знают, что это происходит, а во-вторых, далеко не все бывают в этот день в храме.

Прот. Фёдор Бородин

— Вообще, сочельник начинается со службы накануне, когда служится Вечерня, Повечерие с дивным, очень древним и очень глубоким по смыслу каноном, который сейчас обычно выходит и читает настоятель, медленно, членораздельно — так, чтобы это доходило до каждого молящегося и слушающего в храме. Если у вас в храме этот канон опущен или не читается, найдите его в интернете, прочитайте его накануне сочельника. В самый день сочельника служится Литургия Василия Великого в сочетании с Вечерней. Что это значит? Это значит, что это был день строгого поста, когда Литургия служилась уже в начале второй половины дня, ближе к вечеру. И во время этой Литургии, и при подготовке к ней читаются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, которые христианами древности и нами вслед за этими святыми отцами воспринимаются как пророчества о том, как вода может передавать благодать Божию. То есть те пророчества, которые говорят о воде, а таких символов в Ветхом Завете у святых пророков очень много, и читаются в этот день. И надо помнить о том, что этот день был днём крещения большого числа приготовившихся оглашенных. И в этот день хорошо бы вспомнить о своём крещении как о событии, которое должно поменять полностью всю жизнь. Вы знаете, у нас в храме есть такая практика — вы, Марина, это знаете, потому что вы принимали участие в подготовке этих курсов. У нас есть вероучительные курсы, которые называются «Открытие веры». К сожалению, в этом году сейчас они не работают по известным, независящим от нас причинам. Но когда среди, допустим, 20-23 человек, проходящих эти курсы, оказывается один или два некрещённых, которые согласны принять Святое крещение в присутствии всех остальных членов группы, это совершенно удивительно погружает людей в размышления о том, как когда-то над ними, чаще всего младенцами, неосознанно было совершенно это Таинство. И они его совершенно по-другому переживают, и совершенно по-другому начинают переживать своё христианство — как переход от смерти к жизни, как переход от язычества ко Христу, и как переход к совершенно другой жизни, которую, если можно так сказать, символизирует белая риза, которая надевается на каждого из нас. Когда ты прощён и именно эту ризу ты представишь... ты в ней предстанешь на Страшный Суд Божий. И на ней, как пятно грязи, будет видно каждый грех, который на твоей душе. Поэтому в день Крещения очень полезно поразмышлять и о своём крещении тоже. Тем более, что во время совершения чина Великого водоосвящения многие молитвы совпадают и мы их слышим дважды в году: в сочельник, когда освящается вода; второй раз, когда освящается вода в самый день Крещения — это служится одно и то же освящение воды. И мы слышим эти молитвы во время совершения Таинства крещения над любым ребёночком или взрослым человеком, который пришёл принять это Таинство.

М. Борисова

— Мы всё-таки достаточно часто совершаем водосвятные молебны в наших храмах и с благоговеньем относимся к воде, освящённой во время этих молебнов. Но почему такое особое отношение Церкви именно к той воде, которая освящается в сочельник Богоявления и на сам праздник Богоявления? Почему её называют «Великой агиасмой», почему существует такое благочестивое утверждение, что если человек не может причаститься по каким-то независящим от него причинам, он может вкусить частицу артоса, который раздробляется в пасхальные праздники, и запить крещенской водой, и в какой-то степени получить благодать, сходную с благодатью Причастия?

Прот. Фёдор Бородин

— Господь часто действует совсем не так, как мы предполагаем. И у Него есть решения, которые нас удивляют. Вот решение о том, что с материей воды будет сопряжена великая благодать Святого Духа и присутствия Божия, Богом принято, и в Великом освящении воды даётся человеку. Почему Он так решил, мы не знаем, мы только знаем, что вода, освящаемая на молебне — это одно, это святыня, а вот агиасма — это что-то такое совсем небесное, это что-то, где присутствует Дух Святой, хотя мы не можем загнать Его ни в какие рамки, но Он сам хочет, Он сам так решил. Это, кстати, проявляется в том, что крещенская вода почти никогда не зеленеет, не портится, иногда год, иногда и два. Это христиане заметили не сейчас, а много-много веков назад. Когда человеку, если он христианин, нельзя причащаться, потому что, допустим, рядом нет храма или он согрешил и отлучён от Причастия, то это является для него болью, это беда. Потому что человек, который жил Причастием, теперь не может причащаться, и он страдает от этого. И вот Церковь предлагает ему некоторое утешение — другую святыню, не такую, как величайшая святыня Тела и Крови Христовых, но которая утешает, укрепляет его в вере и в стремлении вернуться к Причастию.

М. Борисова

— А обычай окунаться в источнике воды — в реки, в озёра? Понятно, когда в Древней Церкви люди выходили на Иордан, это объяснимо. Но тот обычай крещенских купаний, который принят у нас сейчас, насколько он соответствует духу праздника?

Прот. Фёдор Бородин

— Это зависит от того, с каким устроением к нему приступает и какой человек. Если это церковный христианин, который был на службе, причастился или завтра с утра он пойдёт причащаться, то почему ему ради Христа ещё и в это освящённое водное естество не окунуться? Если это с молитвой, то это приближает человека к Богу. Если это люди, которые пока не живут церковной жизнью, но делают это ради Господа, то для них это тоже хорошо. Вот он перекрестился и окунулся — он считает, что это ему поможет. Поможет, понимаете, Господь любит каждого человека, Он цепляется за любую возможность привести человека к Себе. Есть одно житие, к сожалению сейчас не помню имя этого древнего святого, который был иудеем по происхождению и маленьким мальчиком оказался с отцом на рынке. И вдруг он увидел, как какой-то человек зевает и крестит свой рот. Казалось бы, такой не имеющий к христианству обычай, но очень древний, как оказывается. Он спросил: «Папа, что это?» Тот ответил: «Да это глупые христиане, они исказили нашу с тобой веру». А мальчик заинтересовался, стал христианином вопреки воле родителей и принял мученическую смерть. То есть если человек движется по направлению ко Христу, может быть, коряво, неправильно, не по уставу, но искренне, то Господь обязательно за это зацепится и человека к Себе приведёт поближе. Поэтому сопротивляться этому, как чему-то такому плохому, не надо. Но и соглашаться с тем, что это нормальная встреча, в полноте, праздника мы тоже не можем.

М. Борисова

— Почему такое двойное название — Богоявление или Крещение Господне? Насколько мы можем почерпнуть знания из того, что об этом написано, Богоявление ведь объединяло в себе в Древней Церкви Рождество и Крещение.

Прот. Фёдор Бородин

— Да, потому что о Христе между Его Рождеством и Крещением известен только из Евангелия от Луки один эпизод о 12-летнем мальчике Иисусе. А так служение Христа начинается с Крещения в Иордане. А почему Богоявление — потому что это первое явление Святой Троицы. Является Христос, слышен голос Отца, и в образе голубя является Святой Дух.

М. Борисова

— В эфире радио «Вера» программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

М. Борисова

— Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. На следующей неделе у нас сразу после праздника Крещения Господня и Собора Иоанна Предтечи будет Церковь вспоминать таких православных мучеников, как ни странно в разное время в разных местах и по разным поводам пострадавших, но где-то, мне кажется, внутренне очень схожих, потому что оба они пострадали от, казалось бы, своих братьев по вере. Один из них, священномученик Исидор Юрьевский, память которого 21 января, пострадал в 1472 году в современной Эстонии. Это были времена, когда Эстония была под властью Ливонского ордена. И у этого ордена с православными священниками была такая джентльменская договорённость, что они православных не преследуют. Однако... в общем, они не сочли возможным это соглашение выполнить. И очень символично — трагический символ: в праздник Богоявления во время освящения воды они пресвитера Исидора вместе с 72-мя прихожанами, которые в тот момент были рядом с ним, схватили, заключили в тюрьму. И после того, как они отказались переходить в католичество, их всех утопили в реке — собственно там, где была Иордань. Вот такой жуткий совершенно пример, как извращённо понятая истина может привести к такому чудовищному братоубийству, причём ещё с таким извращённым символом: сделать орудием казни крещенскую Иордань. Это просто вот...

Прот. Фёдор Бородин

— Причём это не единственный эпизод. Всё то же самое повторилось в Таллине. И в Таллине было два православных храма, один из которых сохранился, перестроенный, конечно, Никольский. Второй не сохранился, потому что его священник с паствой были казнены точно таким же образом: они были точно так же утоплены в реке на Крещение. А вот священник из Никольского храма сбежал со своей супругой и с частью прихожан. И именно они стали основателями Псково-Печерского монастыря. Когда он узнал о казни своего собрата, он горько раскаялся, что не выдержал мученического венца, который был ему предложен. Он принял монашество вместе со своей супругой, известной как Васса Псково-Печерская.

М. Борисова

— Кстати, она первая святая из тех, кто покоится в псковских пещерах.

Прот. Фёдор Бородин

— Да. И они стали основателями вот этого удивительного духовного центра, который дал нам стольких святых и поныне даёт. Как мы все до сих пор утешаемся словами и наставлениями праведного отца Иоанна (Крестьянкина) — это же тоже та традиция. Поэтому мы до сих пор черпаем от этих людей.

М. Борисова

— Для меня в этих примерах всё-таки всегда удивительно, как христиане умерщвляют христиан. Ведь на самом деле трудно предположить, что все члены Ливонского ордена были какими-то извращенцами и изуверами. Скорее всего, они думали, что таким образом исполняют волю Христову. Что должно быть в голове у христианина, который идёт убивать другого христианина, чтобы выполнить волю Христову, где на протяжении всех Евангелий, всего, что мы знаем о Спасителе, Он говорит только о любви и прощении?

Прот. Фёдор Бородин

— Но вот такой ужас оказывается при сохранении внешней формы. Благочестие может твориться внутри человека. И когда Христос говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие», — он обращает это слово и к каждому из нас. Потому что действительно можно внешне всё исполнять, при этом внутри быть исполненным ненависти. Помните, как подходят ко Христу книжники и задают Ему вопрос: «Учитель, мы знаем, что Ты истинно пути Божьему учишь и не смотришь ни какое лицо». И вот эти слова они говорят, исходя из своего внутреннего лукавства, для того, чтобы уловить Христа в слове. То есть можно даже Бога поминать, Его путь, хвалить человека, а делать это для того, чтобы его погубить. Поэтому это бездна, в которую не дай Бог нам погрузиться.

М. Борисова

— Ещё один святой мученик, которого мы будем вспоминать, это святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский, 22 января его память. Святой, о котором как о святом вспоминают реже, чем как об историческом лице. Как исторический персонаж он увековечен даже в классическом фильме Эйзенштейна «Иван Грозный», то есть даже в самые такие жёсткие богоборческие советские времена обойти тот исторический эпизод, который связан в истории царствования Ивана Грозного с митрополитом Филиппом, не удалось. Но как святого, как человека, которому Соловецкая обитель обязана обретением всех своих основных святынь, как человека, который предпочёл оставить вполне благополучно складывавшуюся придворную карьеру, уйти безвестным монахом в поиске уединения и молитвы, стать игуменом самой суровой в те времена обители — и собственно то, что мы знаем о расцвете Соловков, это всё благодаря святителю Филиппу. Потому что нужно же было всё собрать о тех основателях обители, собрать оставшиеся от них святыни, всё это каким-то образом воплотить в духовную память о них в жизни обители.

Прот. Фёдор Бородин

— Построить храмы, каналы, технические сооружения, мельницы. Вы знаете, когда я думаю о святителе Филиппе, я понимаю, каких людей мы потеряли в 17-м году. Это боярин, человек высокой культуры своего времени, именно поэтому, придя простым монахом на Соловки, он очень быстро стал там руководителем. Потому что умение управлять передаётся по наследству. Когда генерал-губернатором Москвы был великий князь, знающий 5-7 языков, читавший всё, это всё-таки сберегало Москву от таких ужасов, как памятник Петру I. То есть вот эти люди, когда руководили... а я напомню, что в XIX-м, XVIII-м веках и ранее очень любили постригшихся в монашество дворян ставить архиереями, потому что действительно культура управления сопутствовала им с детства. Вот этого мы, к сожалению, лишены. Это первое, а второе — это когда приходит та мера беззакония власти, и именно поэтому сейчас святителя Филиппа всё чаще и чаще вспоминают, как и в советские годы, когда иерарх или священнослужитель не может больше молчать. До какого он может терпеть? Когда он должен сказать, что вот это уже нарушение закона Божьего и не признать в правителе христианина, который нарушает закон Божий? Вот где эта мера? Это вопрос сложный. Когда начинает система управления настолько разрушать душу людей, составляющих твою паству, что молчать уже нельзя?

М. Борисова

— Но в истории святителя Филиппа, в том страшном испытании, каким стало для него поставление на московскую кафедру, там ведь, как правило, говорится о том, что он обличал Грозного за беззакония опричнины. Но редко обращают внимание на то, что для него, после того, что он практически своими руками создал Соловецкую обитель и её духовную жизнь, у него четыре его ближайших ученика стали святыми, попасть в придворную среду Ивана Грозного в его вот этот последний странный период царствования, когда он создавал опричнину, как извращённый монашеский орден. То есть это какая-то такая чудовищная карикатура — то, что он увидел, когда попал в Москву, когда какие-то кровавые злодеяния и чудовищные оргии перемежались с обязательным присутствием на многочасовых богослужениях, потом совместной, опять-таки извращающей монашескую традицию, трапезе, после чего оставшееся несъеденное и невыпитое за трапезой раздавалось нищим. То есть всё настолько выморочно, всё извращено, всё превращено в свою собственную злобную карикатуру. И обличения святителя Филиппа в первую очередь касались вот этого ужасного поругания святынь для него.

Прот. Фёдор Бородин

— Понимаете, когда человек становится епископом и попадает в сообщество элиты, верхнего эшелона власти, для кого-то это является очень большим искушением. Тем более, что, допустим, в табеле о рангах архиерей находился очень высоко, принятом при Петре I, его волей. Но святитель Филипп всё это преодолел задолго до этого. То есть тогда, когда он принял решение уйти от всего этого ещё в молодости, а ему предлежала славная боярская жизнь, род бояр Колычевых — это очень богатый, служилый род известнейший. Но он всё это преодолел, он всё это оставил. Он же работал простым каменотёсом , он нанимался. Он искал главное сокровище — Святой Дух. И он в Москву вернулся, уже неподвластный этим соблазнам всем — они его не трогали, они его не цепляли, ему это было ненужно. Как Христос говорит: «Идёт князь мира сего, и во Мне имеет ничего», — вот никакой площадочки, чтобы когтистую лапу поставить внутрь, не было, он был свободен от этого. И именно поэтому, поскольку главное для него был Христос, он и жизнь свою особенно не берёг. Он прекрасно понимал, чем кончится его противостояние с Грозным, когда он начал его обличать, но для него правда Божья была важнее.

М. Борисова

— Но всё-таки вот это поругание, потому что его извергли из сана, заставив перед этим служить Литургию, сделали это принародно и в храме.

Прот. Фёдор Бородин

— Не дали дослужить, да.

М. Борисова

— Всё это роднит его всё-таки с этими Тартускими мучениками. То есть это принять мученическую кончину от своих единоверцев, которые уверены, что они-то как раз и совершают дело Божье.

Прот. Фёдор Бородин

— Да, есть большой очень том, хорошая книга Дворкина, которая называется «Иван Грозный как религиозный тип», где он пытается реконструировать его именно вот эти искажённые очень религиозные взгляды. Действительно человек считал, что он исполняет волю Божью. Например, почитать его письма Курбскому — он говорит, что, да, я это делаю, мне Бог повелел, это моё, это моё служение, мне горько от этого, мне тяжело, но я это вынужден делать. Святитель с этим был несогласен. И в этом вопросе мы, конечно, доверяем больше святителю. Хотя искушение Иваном Грозным в нашей Церкви сейчас немножечко спало, но оно всегда было очень сильно. Есть огромное количество людей, которые упорно считают его святым. Действительно, можно сказать, что мы не знаем о загробной участи никого. Есть величайшие грешники, которые после глубокого покаяния, наверное, Богом прощены. Поэтому Церковь имеет «иже во святых» тысячи и тысячи людей, а осуждает Ария, Нестория, Иуду, ещё пару человек, и больше никого. Но святой — это человек, который своим примером показывает, как идти ко Христу. Если столько страшных вещей известно о Грозном, представьте его душу Господу. Зачем рисовать его иконы, зачем это нужно? Что за непонимание? — вот то, о чём вы, Марина, говорите. Совершенно в рамках вроде бы христианской веры абсолютное непонимание того, что есть святость.

М. Борисова

— Напомню нашим радиослушателям: сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». Со мной настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. И мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Следующая неделя завершается у нас субботой по Богоявлении — это 23 января. И в тот же день мы будем чтить память святителя Феофана Затворника. Вот суббота по Богоявлении — смысл её, как всегда, лучше всего раскрывает отрывок из Евангелия, которое будет читаться за Литургией. Это отрывок из Евангелия от Матфея из 4-й главы, стихи 1-11, где описывается искушение Иисуса в пустыне. Вот с одной стороны сразу парадокс: Спаситель, Сын Божий, Господь Иисус Христос — и вдруг Он искушаем от дьявола. Казалось бы, где Бог и где дьявол — какое может быть искушение? Но, с другой стороны, если не говорить об искушении, которое мы знаем, по тому, что описано в Евангелии, мы в своей жизни, мне кажется, очень многого не поймём. Потому что именно исходя из этих трёх основных уязвимых мест в нашей душе, мы, наверное, и строим дальше свою собственную жизнь в Церкви и как-то держим это всегда как ориентиры-предостережения.

Прот. Фёдор Бородин

— Надо, читая это Евангелие, не пропустить слов, что Иисус был Духом введён в пустыню. То есть Промысл Божий был в этом искушении, это получилось неслучайно, не только по воле дьявола. И это возвращает нас к опыту святых отцов, который очень чётко сформулирован древними подвижниками: отыми искушение — и рай опустеет (или: в раю не будет никого). Нет такого человека, которого Господь не испытывает. Искушение или испытание («экзамен» на латинском языке) — это возможность пойти одной или другой дорогой. И вот одна из них резко уходит вверх, скажем так. Если человек выдерживает испытание, он становится способным через внутреннее перерождение, отсечение того, что в нём было малодушно или слабо, становится способен принять новые дары Святого Духа. И Христос показывает, как это нужно. Христос идёт для того, чтобы быть искушаемым, ещё и потому, как святые отцы учат, попытаемся это услышать, что сатана не понимал, Кто перед ним есть. Это то, за что святые отцы называют Христа «Великим Хитрецом». В этом нет какой-то отрицательной коннотации, имеется в виду «хитрец» — это в древнегреческом тот, кто делает всякие хитрые машины, хитрые часы, механизмы, это такой искусник. А искусник от слова «искус», то есть который много умеет. Потому что для того, чтобы мальчик умел собирать часы, сначала надо бы разломать в детстве много других часов. Понимаете? И сатана не понимает, Кто перед ним, «отходит до времени» в конце этого искушения — это тоже великие слова, это значит, что потом он приступит ко Христу. И когда святые отцы говорят о распятии Христовом, они говорят, что вот тут было самое страшное искушение Христа. Оно было в том, чтобы Он, невиновный, разгневался на тех, кто Его убивает, и таким образом отказался от своего учения о любви. Я сейчас не могу вспомнить, но эта мысль встречается у разных святых отцов древности — это было самое страшное искушение, вот с этим сатана подступит к Нему в конце. И здесь Христос выйдет победителем, Он будет молиться и говорить: «Отче, прости им!» — и буквально придумает, как... больше ни одной причины нельзя придумать, потому что они не знают, что творят, потому что больше их оправдать никак нельзя. И даже, по-моему, у Иоанна Златоуста есть размышления об этом: «Неужели Отец не услышит эту молитву и не простит этих людей? Может ли такое быть, чтобы молитва в такую минуту не была услышана и не была исполнена?»

М. Борисова

— Но это уже, скажем так, искушение в крайней степени, о котором можно сказать только, наверное, словами из стихотворения, которое приписывается к одной из великих княжон, дочерей Николая II, которая, уже будучи в Ипатьевском доме, написала стихотворение. Там есть четверостишие: «И, у преддверия могилы, вдохни в уста Твоих рабов нечеловеческие силы молиться кротко за врагов», — вот это уже не человеческая мера. А то, что описывает тот отрывок из Евангелия от Матфея, который будет звучать в субботу, он говорит о трёх искушениях, которые у всех у нас присутствуют, причём на протяжении всей жизни в разных вариациях, но в общем приходят они к этим же общим знаменателям: искушение хлебом, искушение искусить Бога и искушение властью.

Прот. Фёдор Бородин

— Да, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская — как эти три искушения почти точно называет Иоанн Богослов, почти совпадают они здесь. Действительно, человеку очень хочется иметь хлеба вдоволь, чтобы опереться на это и быть спокойным. А Господь требует от нас молитвы о насущном хлебе «дай нам днесь», то есть который нужен на сегодня, а это очень тяжело на самом деле — настолько доверить себя Богу, чтобы не иметь силы на что опереться в планировании, вот предаться и сказать, что не хлебом единым. Поэтому об этих искушениях очень много рассуждали святые отцы и, как мы знаем, великий и знаменитый текст рассуждений Фёдора Михайловича Достоевского об этих искушениях.

М. Борисова

— «Легенда о Великом Инквизиторе».

Прот. Фёдор Бородин

— Да. Это очень глубокий богословский в том числе текст. И действительно, каждый человек этим искушается, каждый человек искушается в том или ином виде вот этим приражением вражеским.

М. Борисова

— Из этих трёх искушений, мне кажется, не очень мы обращаем внимание по отношению к себе на второе искушение. А оно у нас просто походя по всей жизни совершается сплошь и рядом. Это когда Иисус поставляется на крыше храма, и сатана предлагает ему спрыгнуть, потому что написано же, что Ангелы Тебя возьмут и Ты никак не разобьёшься, ничего с Тобой не случится. Вот это благочестивое как бы полагание на волю Божию — это ведь то, что у нас буквально пронизывает жизнь многих православных христиан.

Прот. Фёдор Бородин

— Да, это то, что святые отцы называют отсутствием рассудительности. У пресвитера Руфина в его сказаниях о подвижниках есть рассказ о двух братьях, которые дали обет уйти в пустыню и есть только то, что им пошлёт Господь. И вот они ушли, еда, которая у них была с собой, малое количество, кончилось, они полностью обессилили. И вдруг на них напала шайка разбойников. Но как скоро они увидели, что у них ничего нет, они полностью без сил, над ними сжалились и дали им хлеба из своих запасов. Один брат сказал, что это не от Господа, и умер от голода. А второй поел, укрепился, его отпустили, и он стал великим подвижником. То есть вот это неумение рассуждать часто очень свойственно такому человеку-неофиту. На самом деле это ведь тоже происходит от гордости, от того, что ты хочешь заставить Бога действовать по тем лекалам, которые у тебя в голове. В этом нет смирения, ты требуешь от Бога чуда как чего-то обязательного. Конечно, это неправильно, так с Богом нельзя. Неслучайно Антоний Великий поэтому говорит свои знаменитые слова о том, что главная добродетель — это рассудительность.

М. Борисова

— Ну и буквально два слова под конец нашего разговора о великом подвижнике, о великом учителе, благодаря сохранившимся трудам которого многие люди в XX веке пришли в Православную Церковь от полного неверия. Это святитель Феофан Затворник.

Прот. Фёдор Бородин

— Не только в XX-м, но и в XIX-м.

М. Борисова

— В XIX-м было проще. В XX-м, благодаря его книге «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», многие те самые неофиты, приходившие от полного неверия и даже атеизма, делали первые шаги. Потому что кроме этой книги зачастую не у кого было поучиться.

Прот. Фёдор Бородин

— Надо вспомнить о том, что святитель Феофан — это человек, который открыл святых отцов для читающей России, вместе с братьями Оптиной пустыни, со святителем Игнатием (Брянчаниновым), с которым даже иногда вступал в какую-то письменную полемику по некоторым вопросам, имел разные точки зрения. Вот это самый главный подвиг его жизни. Человек, путешествовавший по Палестине, знающий в подлинниках творения святых отцов, возвращает их в обиход. Дело в том, что книгоиздание выбирает определённые вещи, которые издавать. И выбор, конечно, связан со вкусами элиты, которая имеет деньги на издательство книг. А в XIX веке святых отцов издавали очень мало. Поэтому этот выбор святителя Феофана очень важен для всей Церкви. И мне бы ещё хотелось вспомнить двух людей, которые ему послужили. Это архимандрит Георгий (Тертышников), который очень много сделал для того, чтобы к 90-м годам, в начале 90-х, наследие Феофана Затворника было читаемо и доступно — Царство ему Небесное. Вид у него был, как у совершенной иконы святой. И отец Георгий Глазунов, если не ошибаюсь, настоятель храма в Эммануиловке — это ближайший храм к Выше, в которой находился и до сих пор находится частично сумасшедший дом, куда были принесены две святыни. Первая — это Казанская икона Матери Божией, которая была при святителе Феофане главной святыней этого монастыря. А мощи святителя Феофана отец Георгий спас в своё время. Это была какая-то совершенно удивительная операция. Он вынужден был, насколько я знаю, заплатить за то, чтобы закрыли глаза соответствующие должностные лица. Он вскрывал могилу ночью экскаватором сам, находясь за рычагами. Когда она была обнаружена, была опасность, что мощи будут похищены. И он отвёз их в Троице-Сергиеву лавру, где они хранились до прославления, а потом были возвращены в Эммануиловку. С этим прекрасным нашим современным подвижником я знаком, потому что мы в Эммануиловке в доме притча делали приходской лагерь первый наш — там, в Выше. Вы, Марина, упоминали название самой известной книги святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». Это книга, которую надо читать много раз за жизнь, потому что настраиваться на духовную жизнь надо не только в её начале, но и возвращать себя к духовной жизни постоянно. Поэтому я очень советую нашим слушателям ещё раз вернуться к этой чудной книге.

М. Борисова

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были: Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин. Слушайте нас каждую субботу, до свидания.

Прот. Фёдор Бородин

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем