В Евангелии описан Вход Господень в Иерусалим — Иисус на осленке въезжает в город и народ встречает Его безудержным ликованием.
Нам, по прошествии почти двух тысяч лет, трудно представить себе, что это значило; ветхозаветный народ Божий жил ожиданием Мессии - посланного Богом Царя, который принесет мессианскую эру, эпоху невиданного мира и процветания, когда силы зла, гнетущие народ Божий, будут сокрушены, и даже языческие народы придут и склонятся перед Богом Израиля.
Однако реальность Иудеи I века была бесконечно далека от этой картины всемирного торжества народа Божия - напротив, народ жил под властью язычников-римлян, сурово подавлявших любое недовольство. Большинство людей жили не просто в бедности, а на грани голода - современные археологи, исследовавшие захоронения того времени, уставили, что кости погребенных носят явные следы недоедания. Рим безжалостно выкачивал налоги через своих ненавистных прислужников - мытарей.
Народ страстно ожидал Спасителя, и когда люди увидели Иисуса, уже известного Своими чудесами, въезжающего в Иерусалим на ослике, как предсказано пророком, они взорвались криками восторга и ликования.
Степень этого ликования, этой бесконечной радости, нам трудно представить - это было как провозглашение победы после страшной, изнурительной войны, как ясный рассвет после долгой ночи, полной кошмаров. Грядет Мессия! Сейчас все будет по другому!
И единственный, Кто не разделял этого ликования - сам Иисус. Напротив, Он плакал о непонимании людей.
Да, Он - Мессия, предреченный Пророками. Да, Он посланный Богом долгожданный Спаситель. Но пройдет всего несколько дней, и толпа - в которой будет немало тех, кто недавно кричал “осанна”, будет кричать “распни Его”. Почему? Потому что Он не даст толпе того, что она хочет.
Толпа хочет, чтобы Он основал земное царство и правил подобно другим царям, силой меча; Он принес другое, вечное Царство, куда входят только добровольно, верой и любовью. Толпа хочет, чтобы Он уничтожил ненавистных язычников - а Он пришел дать всем, евреям и язычникам, прощение грехов и жизнь вечную. Толпа ждет, чтобы он дал ей земные блага - а Он пришел дать небесные. Люди хотят, чтобы Он избавил их от внешнего угнетения - от других людей и обстоятельств, которые делают их жизнь тяжелой. Но Он пришел спасти людей Своих от грехов их.
Поэтому толпа и потребует Его казни всего через несколько дней после торжественной встречи.
На трагическое заблуждение людей того времени можно было бы посмотреть свысока - если бы оно не повторялось в каждом поколении. Крик - “Распни Его” - много раз звучал в истории, звучит и сейчас. Люди готовы поклоняться сильным, страшным людям, которые едут не на ослятах, а на боевых конях, лязгая смертоносным оружием. И снова Господь Иисус оказывается не тем Мессией, которого ждут.
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема