
Фото: Piqsels
На вечерних службах накануне больших церковных праздников исполняются особые церковные песнопения — великие прокимны. «Прокимен» в переводе с греческого означает «предваряющий». Он называется так потому, что предваряет чтение отрывков из Евангелия, посланий апостолов или книг Ветхого Завета во время богослужения. В основе прокимнов лежат строчки из разных псалмов пророка Давида. В большие церковные праздники, во время Великого поста и всю первую неделю после Пасхи исполняются особые, великие прокимны — всего их десять. Они состоят из трёх строк.
Вечером накануне Прощёного воскресенья, и также второго и четвёртого воскресенья Великого поста звучит великий прокимен, слова которого взяты из 68-го псалма. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст молитвы такой: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, так как скорблю, скоро услышь меня: приблизься к душе моей и избавь её». На церковнославянском языке песнопение звучит так: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю».
Давайте послушаем эту молитву.
В этом довольно коротком песнопении выражена мольба к Богу о прощении и избавлении души человеческой от грехов. Смысл слов «не отврати лица от отрока Твоего» заключается в том, что каждому из нас, вне зависимости от возраста, нужно искренне, как ребёнок доверяет отцу или матери, довериться Отцу нашему Небесному. И все печали и сомнения наших неокрепших душ принести Ему на попечение и разрешение.
После вечерней службы Прощёного воскресенья православные христиане начинают просить прощения друг у друга. Эта традиция восходит к монастырской жизни египетских монахов. На сорок дней Великого поста они покидали монастырь и расходились по одиночке в пустыне. Некоторые из них не возвращались обратно: кто-то погибал от жажды, кто-то попадался диким зверям. Поэтому прежде чем уйти в пустыню, монахи просили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами прощали всех от души. Таким образом монахи примирялись со всеми, и благодаря этому, с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужебный устав.
Мне посчастливилось знать одну православную семью, в которой чин прощения исполнялся каждый вечер. После вечерней молитвы все члены этой семьи просили друг у друга прощения. Муж у жены, жена у мужа, дети у родителей, а родители у детей. Младший их ребёнок рассказал мне, что самое страшное оружие против тёмных сил — это слово «прости». И если искренне просишь прощения, а твой близкий человек так же искренне от всего сердца прощает тебя — бесы просто исчезают.
Предлагаю вместе послушать великий прокимен Прощёного воскресенья в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
16 февраля. О свободе от страстей и греха

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
О свободе от страстей и греха — протоиерей Владимир Кашлюк.
16 февраля. О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне

Сегодня 16 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне — священник Николай Яковлев.
Это, пожалуй, самая наглядная притча, которая открывает нам образ отца как любящего и всепрощающего Бога. Ведь отец не должен был отдавать наследство сыну, потому что по ветхозаветным канонам наследство раздавалось только после смерти родителей. То есть тем самым сын обидел, оскорбил своего отца, сказав ему, отдай мне мои деньги, как будто ты умер для меня, а я для тебя. И вот не нарушая свободной воли своего сына, отец говорит, возьми, сыночек, то, что ты просишь, и отдает сыну наследство. И, конечно же, ярчайший момент падения сына, полнейшая деградация, духовный блуд. Юноша устраивается рабом пасти свиней. Ведь мы знаем, что по древнеиудейским канонам не только прикоснуться к свинье, но даже ступить на землю, где паслась свинья, это самый страшный грех осквернения. А во время лютого голода свиньи и в цене были дороже рабов. И потому этот человек не мог насытиться от пищи для свиней. То есть в глазах своих соплеменников он был хуже самой последней свиньи. И, конечно же, потрясающий финал. Сын приходит в себя и возвращается к отцу, чтобы устроиться у него наемником. Отец принимает его, поднимает с колен и говорит такие слова, которые нам не совсем понятны. Принесите ему лучшую одежду. Казалось бы, человек пас свиней, пропитан зловонием. Принесите перстень на руку его. Его бы сначала в бане омыть по-человечески. Принесите ему лучшую обувь на его ноги. Вот это и есть образ всегда и, безусловно, любящего нас Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 февраля. О жизни и почитании Святителя Игнатия Мариупольского

Сегодня 16 февраля. День памяти Святителя Игнатия, митрополита Мариупольского.
О его жизни и почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Игнатий, в миру Иаков, был грек. Он родился в начале XVIII века на острове Китнос. Это остров в Эгейском море. Так получилось, что в детстве он был отвезен к родственнику на Афон, где провел все свое детство, юность. Там же он принял монашество, получил образование и был рукоположен в дьяконы, в иереи и хиротонисан в епископа. В 1771 году Константинопольский патриарх Феодосий II назначил святителя Игнатия митрополитом Готфской и Кафской епархии в Крыму. Христиане были приняты в подданство Российской империи. И в это же время строился город, посвященный Пресвятой Богородице — Мариуполь, где в основном поселились вышедшие из Крыма православные греки. Святитель Игнатий скончался после двухнедельной болезни. Готфская Кафская епархия с его смертью прекратила существование. Все приходы перешли в феодосийско-мариупольское викариатство Херсонской епархии. Погребен святитель в храме святого Харлампия в Мариуполе. По предсмертному завещанию афонской традиции он был погребен в кресле в сидячем положении. Несмотря на все конфликты, большинство людей любили святителя и почитание его проявилось уже при жизни. В его честь даже было названо село Игнатьевка, сейчас это Старая Игнатьевка Тельмановского района Донецкой области. После революции все это было предано забвению. В 1936 году Свято-Харлампиевский храм был разрушен, а гроб с телом святого вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны.
Все выпуски программы Актуальная тема