
Мне часто приходится слышать, будто несчастья, горести, просто трудная жизнь — это наказание Бога за грехи. В начале своего воцерковления я думала так же. Но чем больше наблюдаю за своей духовной жизнью, тем больше понимаю, что плохо нам от грехов. И, совершая их, мы сами наказываем себя.
Наблюдаю за собой и замечаю, что, например, пустые, долгие разговоры даже на самые интересные темы могут утомить и опустошить. Грех пустословия...
Осуждение оставляет после себя тревожность и уныние, иногда еще мнительность. Кажется, что о тебе тоже плохо думают. Мы судим о других по себе. И узнаём себя в других.
А чревоугодие у меня становится духовной причиной для гневливости и несдержанности. Когда ем всё подряд, то и злюсь наотмашь. Такие вот мои наблюдения за причинно-следственными связями в духовной жизни
Поэтому на исповедь стараюсь ходить как можно чаще ходить. Знаю из своего опыта жизни до воцерковления, как тяжело на душе от нераскаянных грехов.
Вспоминаю свою первую исповедь. Я была в гостях в провинциальном городке на берегу океана. Мне показывали город. Возле небольшой белой в голубых куполах церквушки увидела оживление. Заканчивалась служба, храм ещё был полон людьми, многие выходили на улицу.
Я оставила свою компанию и зашла внутрь. Было многолюдно и душно. Горели свечи, пахло ладаном, люди толпились у церковной лавки. Я заметила очередь к священнику.
Прежде никогда не была на исповеди, а тут почему-то решила попробовать. Именно попробовать, ведь понимания, что делать и зачем, не было.
Пока ждала своей очереди, разглядывала священника. Высокий, крупный, целая шапка седых волос, борода густая и белая, а над ней синие глаза голубые-голубые. Усмехнулась про себя — «какой-то прямо сказочный образ».
Подошла и, опустив голову, произнесла: «Не знаю, что говорить. Живу, как все, не лучше и не хуже других. Грехов не вижу, никого не убила, ничего не украла, каяться, будто, не в чем».
Тишина. Поднимаю глаза. Батюшка смотрит легко, по-доброму, чуть насмешливо. Говорит — «это же хорошо».
Я согласно кивнула и вдруг мысль пришла — а что хорошего? Обид не прощаю, грублю, стоит кому-то сделать мне малейшее замечание. На душе муторно и беспросветно.
Я вдруг увидела свою жизнь под другим углом. Я хотела что-то сказать, да как зарыдала. Стала, всхлипывая, перечислять новые факты из своей только что казавшейся безгрешной жизни.
Батюшка грехи отпустил, утешил, и мы простились. Вышла из храма вся зарёванная, друзья удивились — «Тебя там обидели?». «Нет-нет, что вы?»
И лишь в тот момент заметила: и день какой погожий, и небо высокое синие, солнце ласковое. И на улице, и в душе — весна.
Вспомнились строчки из книги Сельмы Лагерлёф «Иерусалим»: «Почему это иногда в голову лезут всякие мрачные мысли, и жизнь кажется тяжелой? Что еще нужно, кроме солнца и погожего дня, чтобы чувствовать себя, как в раю?».
Когда душа чиста, действительно, ничего больше не нужно. Нераскаянные грехи тянут на эмоциональное дно. Человек становится несчастным и не понимает, отчего так происходит. Вроде, и жив, и здоров, и работа есть, а радости нет. Это ли не наказание? А причём здесь Бог? Ведь сами, сами себя наказываем.
Рецепт исцеления прост — чувствуешь тяжесть на сердце, уныние переполняет, — сходи на исповедь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер