
Мне часто приходится слышать, будто несчастья, горести, просто трудная жизнь — это наказание Бога за грехи. В начале своего воцерковления я думала так же. Но чем больше наблюдаю за своей духовной жизнью, тем больше понимаю, что плохо нам от грехов. И, совершая их, мы сами наказываем себя.
Наблюдаю за собой и замечаю, что, например, пустые, долгие разговоры даже на самые интересные темы могут утомить и опустошить. Грех пустословия...
Осуждение оставляет после себя тревожность и уныние, иногда еще мнительность. Кажется, что о тебе тоже плохо думают. Мы судим о других по себе. И узнаём себя в других.
А чревоугодие у меня становится духовной причиной для гневливости и несдержанности. Когда ем всё подряд, то и злюсь наотмашь. Такие вот мои наблюдения за причинно-следственными связями в духовной жизни
Поэтому на исповедь стараюсь ходить как можно чаще ходить. Знаю из своего опыта жизни до воцерковления, как тяжело на душе от нераскаянных грехов.
Вспоминаю свою первую исповедь. Я была в гостях в провинциальном городке на берегу океана. Мне показывали город. Возле небольшой белой в голубых куполах церквушки увидела оживление. Заканчивалась служба, храм ещё был полон людьми, многие выходили на улицу.
Я оставила свою компанию и зашла внутрь. Было многолюдно и душно. Горели свечи, пахло ладаном, люди толпились у церковной лавки. Я заметила очередь к священнику.
Прежде никогда не была на исповеди, а тут почему-то решила попробовать. Именно попробовать, ведь понимания, что делать и зачем, не было.
Пока ждала своей очереди, разглядывала священника. Высокий, крупный, целая шапка седых волос, борода густая и белая, а над ней синие глаза голубые-голубые. Усмехнулась про себя — «какой-то прямо сказочный образ».
Подошла и, опустив голову, произнесла: «Не знаю, что говорить. Живу, как все, не лучше и не хуже других. Грехов не вижу, никого не убила, ничего не украла, каяться, будто, не в чем».
Тишина. Поднимаю глаза. Батюшка смотрит легко, по-доброму, чуть насмешливо. Говорит — «это же хорошо».
Я согласно кивнула и вдруг мысль пришла — а что хорошего? Обид не прощаю, грублю, стоит кому-то сделать мне малейшее замечание. На душе муторно и беспросветно.
Я вдруг увидела свою жизнь под другим углом. Я хотела что-то сказать, да как зарыдала. Стала, всхлипывая, перечислять новые факты из своей только что казавшейся безгрешной жизни.
Батюшка грехи отпустил, утешил, и мы простились. Вышла из храма вся зарёванная, друзья удивились — «Тебя там обидели?». «Нет-нет, что вы?»
И лишь в тот момент заметила: и день какой погожий, и небо высокое синие, солнце ласковое. И на улице, и в душе — весна.
Вспомнились строчки из книги Сельмы Лагерлёф «Иерусалим»: «Почему это иногда в голову лезут всякие мрачные мысли, и жизнь кажется тяжелой? Что еще нужно, кроме солнца и погожего дня, чтобы чувствовать себя, как в раю?».
Когда душа чиста, действительно, ничего больше не нужно. Нераскаянные грехи тянут на эмоциональное дно. Человек становится несчастным и не понимает, отчего так происходит. Вроде, и жив, и здоров, и работа есть, а радости нет. Это ли не наказание? А причём здесь Бог? Ведь сами, сами себя наказываем.
Рецепт исцеления прост — чувствуешь тяжесть на сердце, уныние переполняет, — сходи на исповедь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема