У знаменитой фразы апостола Павла: «Отныне живу не я, но живет во мне Христос» — есть много пластов смысла. Некоторые из них были мне знакомы давно, а вот один из них открылся для меня совсем недавно. Речь вот о чем.
Слова «отныне живу не я, но живет во мне Христос» всегда были для меня выражением глубочайшего смирения. Ведь смирение — это не пораженчество. Смириться — не значит, опустить руки. Наоборот, смириться — для меня — это очень желать с чем-то справиться, но понять и принять, что не можешь справиться только своими силами. Что тебе для этого нужен Бог. И поняв это, начать решать проблему уже не просто своим умом, учитывая не только свое «Хочу», но и Божью волю. Проще говоря, делать все с молитвой и упованием на Бога, потому что Бог — в любом случае мудрее. Это означает, что результат может оказаться не совсем таким, каким ты сам ожидал, но он точно окажется ровно тем, что тебе в этот момент полезно — ведь в деле принимал участие Сам Господь. Словом, смириться — это препоручить себя Богу и делать, что должен. В такой ситуации ты неминуемо побеждаешь. Но замечаешь одну важную вещь: автор победы — не ты. Автор победы — Господь.
Что это означает в моей реальной жизни? Если я исповедую принцип, что «живу не я, но живет во мне Христос» — значит я призываю Бога участвовать во всех моих трудах. То есть, не я совершаю что-то, а Господь моими руками совершает. Так например, это не я своим умом и талантом сочиняю песню, а Господь через мои человеческие возможности исполняет какой-то свой замысел, который совершенно необязательно должен быть мне известен.
И в этом для меня — главный ответ на вопрос, например, востребованности собственного творчества. Я музыкант. А любой творческий человек — писатель, поэт, художник, музыкант — сочиняющий что-то свое, авторское, думает: а ради чего? Этими вопросами задаются даже те, кого можно с полным правом назвать популярным и востребованным? Зачем я творю? Нужно ли это кому-то, кроме меня?
Ответа на этот вопрос — нет. И в этом — пожалуй — главный ответ. Мне кажется, невозможно понять, для чего ты творишь, если не понять, что творишь — не ты. Творит — Господь через тебя. И раз живу не я, но живет во мне Христос — значит, плоды моего труда — тоже Христовы. И значит, это не мое богатство, а Его. И можно только тихо сказать про себя: «Господи, распорядись этим богатством Сам. Все, что я могу, — это стараться его снова и снова преумножить».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.