В 1211 году великий князь Всеволод Юрьевич стал изнемогать и хотел при жизни распорядиться насчет сыновей. Хотя сам он правил долгие годы единовластно Суздальской Землей, что вполне отвечало стремлению ее жителей, передать свою власть одному из сыновей, лишив волостей других, он не смог.
Сыновей у Всеволода было шесть: Константин, Юрий, Ярослав, Святослав, Владимир и Иван.
Он послал за старшим сыном Константином, княжившим в Ростове, желая ему дать после себя Владимир, а в Ростове посадить второго сына — Юрия. Но Константин не соглашался на это: он непременно хотел оставить за собой и Ростов, который очень любил. Особенно привязывал его к Ростову бывший в нем незадолго большой пожар, после которого Константин вложил всю свою душу в дело облегчения бедствий жителей, причем выстроил весь город заново.
Неожиданный отказ старшего сына крайне поразил Всеволода. И вот он решился на дело может быть самое замечательное за его княжение. Он созвал первый Земский собор от всей Земли.
На собор этот были собраны: епископ Иоанн, все бояре с городов и волостей, игумены, попы, купцы, дворяне и простые люди. С ними долго и обстоятельно думал Всеволод ввиду отказа непокорного старшего сына. Вместе с тем разрешался важный вопрос: какому городу быть старшим в Суздальской Земле, древнему ли великому Ростову, или новому Владимиру. Старому ли великому боярству, или новым, маленьким людям. Наконец, по совету епископа Иоанна, решено было отдать старшинство второму сыну Юрию, причем все люди утверждены были в этом крестным целованием.
Вскоре после этого, 14 апреля 1212 года, Всеволод умер, горячо оплакиваемый всею Суздальской Землею.
Еще при жизни его величали иногда Великим Всеволодом. Наименование же «Большое Гнездо» он получил впоследствии, так как от детей его и внуков пошло все племя северных князей.
Дела и жизнь Великого Всеволода достаточно говорят за себя. Память о нем навсегда останется как об одном из лучших, твердых и мудрых князей Русской Земли.
Со смертью Всеволода Юрьевича Суздальского исчезла последняя сила, объединявшая до некоторой степени жизнь отдельных Русских Земель.
В самой семье его, и в других местах Руси, начались усобицы.
Похоронив отца, Юрий сел во Владимире и освободил Рязанских князей, заточенных Всеволодом, причем скоро должен был раскаяться в своем великодушии, так как между князьями этими не замедлила возгореться сильнейшая распря, завершившаяся братоубийством, в котором погибло шестеро из них.
Старший брат Юрия, Константин, конечно, не мог примириться с тем, что великое княжение Суздальское досталось не ему Усобица между Всеволодовичами началась еще до похорон отца. К Юрию примкнул следующий за ним брат Ярослав, сидевший в это время в Переяславле Залесском. Остальные же колебались и приставали то к одной, то к другой стороне. Константин отнял у Юрия Москву, пожег Кострому и захватил еще несколько городов. Но Юрий подошел с полками к Ростову и заставил старшего брата помириться с собою. Мир этот был неискренний и продолжался недолго.
Тем временем, в Новгороде сидел Мстислав. Он два раза успешно ходил на Чудь к Варяжскому морю, наказывал ее и брал большую дань, отдавая из нее две трети Новгородцам, а одну — своей дружине. И Новгородцы, и князь жили как нельзя более дружно и не думали разлучаться, как вдруг в 1214 году пришла Мстиславу весть, что Ольговичи, во главе которых стоял Всеволод Чермный, обижают его двоюродных племянников, сыновей умершего Рюрика Ростиславовича, не давая им части в Русской Земли.
Мстислав тотчас же созвал вече, поклонился Новгородцам, сказал, что идет под Киев выручать свою братию и предложил вопрос — не пойдут ли они с ним. Те отвечали: «Куда князь ты глянешь, туда мы бросимся головами своими».
Явившись в Поднепровье, Мстислав быстро поправил дела племянников посадил в Киеве Мстислава Романовича Смоленского и вернулся в Новгород, восторженно приветствуемый жителями.
Однако, несмотря на все свои услуги Новгородцам, Мстислав не мог долго оставаться с ними. Он скоро узнал, что сторона, приверженная Суздальским князьям, затевает против него крамолу и собирает уже тайные веча, чтобы изгнать его. Мстислав не стал дожидаться этого. Он неожиданно сам собрал вече и объявил на нем: «У меня есть дела на Руси, а вы вольны в князьях», и покинул город. Подумав, кого принять себе в князья, Новгородцы пригласили третьего сына покойного Всеволода — Ярослава.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер