В семнадцатом веке до Рождества Христова сыновья библейского патриарха Иакова нашли в Египте спасение от голода. Родоначальники двенадцати колен израильского народа смогли устроиться на плодородных землях в дельте Нила благодаря тому, что один из них, Иосиф, был соправителем фараона. Однако, со смертью Иосифа положение евреев в Египте изменилось. Хозяева земли оторвали их от привычного животноводства и принудили работать на стройках и на полях. Для иудеев настали тяжкие дни рабства, которые растянулись на несколько столетий.
Вывести израильский народ из плена взялся пророк Моисей. Еврей, воспитанный в доме фараона, он неоднократно ходатайствовал перед правителем о даровании свободы своим соплеменникам. Монарх упорно не соглашался, однако всякий раз после его отказа на страну обрушивалось стихийное бедствие. Эти катаклизмы, описанные в библейской книге Исход, вошли в историю, как десять казней египетских. Восьмым наказанием было нашествие несметных полчищ саранчи.
Что интересно – именно после того, как Моисей пригрозил, что Бог наведет на Египет саранчу, приближенные фараона взмолились, чтобы он отпустил евреев. Страх египетских сановников перед этими насекомыми понятен всякому, кто видел их живой рой. Миллиарды особей движутся сплошной черной тучей, покрывая землю и заслоняя небо. На своем пути они пожирают посевы, траву, кору деревьев. Цветущая местность стремительно превращается в пустыню.
Но откуда возникает эта стрекочущая армия? Где, например, стая саранчи находилась до того, как появиться в Египте? Ответ на этот вопрос дал в семидесятых годах двадцатого века известный французский энтомолог, доктор биологических наук, почетный профессор Сорбонны Реми Шовен. В ходе лабораторных опытов он установил, что безобидная зеленая саранча, ведущая оседлый образ жизни, и саранча желтая, воинственно кочующая – это две фазы существования одного и того же насекомого!
Комментарий эксперта:
Саранча – одно из самых таинственных созданий планеты. Ее трансформация из зеленой, одиночной фазы в стайную, желтую – абсолютно уникальное свойство, не встречающееся у других насекомых. Эти две фазы имеют столь значительные отличия как во внешнем виде и физиологии, так и в характере поведения, что одно время ученые считали их разными видами саранчи.
Зеленая саранча может продолжительное время жить на той или иной территории, абсолютно не привлекая к себе внимания. Поколения оседлых насекомых сменяют друг друга на протяжении многих лет, пока однажды не появляются личинки, которые разительно отличаются от своих родителей. Уже на этой стадии развития они не таятся в пустынной растительности, а собираются в единую массу и покидают «родовое гнездо». Пешая армия личинок передвигается с неимоверной скоростью. Во время своего похода личинки приобретают крылья. Это означает, что пеший тур окончен – теперь вся армия слаженно летит в одном направлении.01
В своем полете саранча может подниматься на высоту до полутора тысяч метров. К концу дня полчища опускаются на землю, где за несколько минут полностью уничтожают всю растительность. Ежедневно каждое насекомое съедает ровно столько пищи, сколько весит само, то есть примерно два грамма. Легко подсчитать, что стая в миллион особей по прожорливости не уступит стаду из десяти слонов, каждый из которых съедает в день около двухсот килограммов зеленого корма.
Но все-таки – почему вдруг из яиц, которые откладывает оседлая зеленая саранча, появляются личинки с иной, разрушительной программой поведения? Как происходит эта удивительная метаморфоза? Профессор Реми Шовен попытался дать ответ и на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
В оседлой фазе саранча существует, пока для сохранения популяции достаточно пищи. Когда же наступает дефицит питания и увеличивается количество особей на один квадратный метр, саранча откладывает яйца с активированной походной программой. Причем, размножение происходит в геометрической прогрессии. Чаще всего это бывает в засушливые годы. По всей видимости, и в Египте во времена пророка Моисея нашествие саранчи было вызвано изменением климата с теплого и влажного на горячий и сухой. Способствовала запуску перерождения одного вида насекомых в другой и предыдущая, седьмая египетская казнь - огненный град, уничтоживший большую часть растительности.
Саранча до сих пор во многом остается загадкой для ученых. Удивляет, например, согласованность движения роя насекомых, словно бы направляемых уверенной рукой. Непонятно также – куда иногда исчезают стаи, набрав несколько миллиардов особей? Так, в 1875 году в США гигантский рой саранчи атаковал штат Техас и, произведя колоссальные опустошения, словно испарился, повергнув в шок энтомологов. И чем больше ученые узнают об этих страшных насекомых, тем больше у них появляется новых вопросов. Нашествие саранчи на Египет остается загадкой для науки. Но чудеса и не могут быть объяснены с научной точки зрения. Ими управляют не земные законы, а Господь, Которому принадлежит всякая власть на небе и на земле.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия