
Фото: Bruce Tang/Unsplash
Прошло долгих сорок лет, прежде чем покинувшие Египет израильтяне достигли пределов Земли Обетованной. И тут на пути странников встали пять могущественных Царств. Иудеи попытались миром получить разрешение пройти по чужим территориям, однако, хозяева воспротивились вторжению. Израильтяне вступили в битву сначала с одним противником, затем со вторым, с третьими — и всякий раз выходили победителями!
Моавитский царь Валак был чрезвычайно напуган победным шествием иудеев. Узнав о военных успехах пришельцев, он не надеялся одолеть их силой. Правитель Моава решил, что остановить израильтян ему поможет колдовство. Он отправил послов к месопотамскому волхву Валааму — считалось, что одно слово этого чародея может лишить жизни. Валак потребовал, чтобы волхв проклял израильтян! Но план моавитского царя не удался. Валаам неожиданно для себя самого открыл истинного Бога и по Его откровению произнёс в адрес иудеев не проклятия, а благословения.
Этот рассказ библейской книги Чисел многие исследователи Священного писания считали не более, чем мифом, подвергая сомнению историчность пророка Валаама. Открытие, совершённое голландской археологической экспедицией под руководством профессора Хенка Фрэнкена в 1967 году, поколебало скептицизм ученых.
Комментарий эксперта:
В марте 1967 года голландская экспедиция во время раскопок древнего холма Дейр Алла на востоке Иорданской долины обнаружила древнее языческое святилище. Внимание ученых привлек кусок штукатурки, упавший со стены капища во время землетрясения. На окаменевшей поверхности явственно была видна надпись на арамейском языке. И первое, что удалось разобрать специалистам — это имя «Валаам, сын Веоров». Именно так на страницах Библии именуется волхв, к которому обратился моавитский царь Валак!
Ученые провели кропотливую работу по расшифровке древней надписи. К 1972 году археологи очистили отвалившийся от стены святилища кусок штукатурки от вековых наслоений. Спустя еще четыре года лингвисты восстановили утраченные части текста, и он был опубликован.
Комментарий эксперта:
Надпись на штукатурке свидетельствовала о том, что Валаам, сын Веоров, почитался в святилище Дэйр Алла как прорицатель. В доказательство этого утверждения древние авторы привели рассказ о том, как волхв смог предотвратить великое бедствие, упросив языческих богов не обрушивать гнев на людей. Культурный слой, в котором обнаружили штукатурку с надписью, учёные датировали девятым веком до Рождества Христова. Однако, лингвистические особенности рассказа о волхве указали на то, что он был составлен на несколько столетий раньше — предположительно в тринадцатом веке до Рождения Спасителя, то есть, приблизительно в то время, когда евреи совершали Исход из Египта.
Надпись, найденная археологами в святилище Дэйр Алла, не описывает событий, произошедших с израильтянами в тринадцатом веке до Рождества Христова в царстве Моав и зафиксированных в библейской книге Чисел. Но древний текст неопровержимо свидетельствует, что жители земель, по которым иудеи проходили на последнем этапе Исхода, действительно почитали упомянутого в Священном писании «волхва Валаама, сына Веорова».
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











