
Анастасия Коваленкова
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)
Сколько в моей жизни обязанностей! И в магазин идти надо, и ужин приготовить надо, и работу доделать надо, и с собакой погулять надо, и в деревню съездить, и в храм пойти... Всё надо, всё обязанности. А их не счесть!
Да... что-то замучилась я совсем с этим вечным «надо». Так заплело это слово мою жизнь, так опутало мои дела сплошным чувством долга, что не в радость ни прогулка, ни деревня. Не хочу я уже ничего. Потому что всё должна, всё должна. Вообще ничего сама не хочу, получается...
И, стыдно признаться, конечно, но скажу честно: от этого «надо» мне даже в храм идти расхотелось.
А это ведь ужас уже...
Вот тут ясно поняла я, что с вечным словом «надо» пора что-то делать.
Разобраться пора.
Задала сама себе вопрос: а кому всё это надо? И почему надо?
Решила я такую вот ревизию провести. А оказалось, всё просто. Оказалось, я сама же себя и заморочила. Потому что это всё, на самом деле, мне самой надо.
Я люблю свою семью, поэтому хочу для них приготовить вкусную еду. Работа моя — она любимая, я хочу её сделать.
Про деревню и говорить нечего, обожаю я деревню, никак без неё. А храм — он мой, родной, православный дом. Я хочу быть в Храме. Потому мне это и надо.
Так выходит — это всё моя же воля и есть. Мой выбор. Бог дал нам чудесную возможность — свободу воли. И возможность претворения благой воли в радостное желание. А я, жёстким словом «надо» — всё обезличила, превратила в список обязанностей. Тяжких обязанностей, а не радостных желаний! Вот, вот в чём секрет— я же сама всего этого хочу. А твержу себе, что надо. Так и дотвердилась до полной потери желаний, радости от сделанного.
И тогда решила я всё поменять. Принялась переучивать себя.
— В магазин идти? Да, я хочу в магазин. Сейчас пойду. И молодец, что сходила!
Вот так сама с собой начала разговаривать. И стало всё потихоньку меняться.
— С собакой? Да, я хочу гулять с любимой собакой!
— В деревню хочу! Потому мне и надо туда, что хочется!
Вы даже не представляете, как всё исправилось. И желания вернулись, и радость от дел появилась!
Конечно, жизнь заматывает всех людей своими сетями: сетями повседневности, усталости, равнодушия... Но есть, есть в нас возможность — почувствовать свою свободу, свои искренние желания, свой выбор, собственный.
Надо только постараться, повнимательней внутрь заглянуть.
Отряхнула я с себя опостылевшее слово «надо». Стараюсь теперь жить со словом «хочу».
Так что, когда в воскресенье, утром, спросонья, подкрадывается мысль: «надо идти в храм», я спокойно отодвигаю её и говорю внутри себя:
— Я хочу в мой храм. И вот — иду!
Слава Богу, что порой можно вот так, поправив в себе слово, чуточку поправить и душу.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер