
Татьяна Любомирская
В моей жизни несколько раз бывало так, что я могла умереть, но не умерла. С крыши под ноги падали гигантские сосульки. Из-за поворота на полном ходу выезжала машина и тормозила в каком-то сантиметре от меня. И каждый раз я думала: Господи, ведь какая-то секунда, и всё могло бы обернуться увечьем или смертью. Как же ты бережешь меня, Господи, спасибо!
А один случай я помню особенно хорошо, потому как успела серьезно испугаться, осмыслить ситуацию и подготовиться к концу. Произошло это в бассейне. Помню, мы долго плавали с подругой, а потом решили погреться в сауне. В том спортивном центре сауна находилась на цокольном этаже, куда прямо из бассейна можно было спуститься по металлической лесенке. И вот, я начинаю спускаться, поскальзываюсь в мокрых шлепанцах и, не удержавшись за перила, лечу головой вниз прямо на бетонный пол.
Удивительно, какими непостижимыми свойствами обладает время! В ту секунду, пока я летела вниз на каменные плиты, оно словно перестало существовать. Секунда показалась мне бесконечно долгой. Я успела осознать, что сейчас ударюсь головой и, возможно, умру. У меня перед глазами в один всеобъемлющий миг пронеслись события моей жизни. Но не просто события, а мои ошибки и заведомо плохие поступки. Люди, которых я обидела и не повинилась. Дела, за которые мне стыдно. Слова, сказанные в запале. Причем многое из этого я давным-давно забыла, а теперь вот за секунду длиною в жизнь вдруг вспомнила.
«Господи, — мысленно кричала я, — я ведь сейчас умру, и всё это останется со мной! Господи, я не готова, только не сейчас!»
Не помню, как это произошло, но уже почти у самого пола я ухитрилась уцепиться за перила, ободрала ладони в кровь, но повисла на руках и не ударилась. Другие посетители сауны, ставшие свидетелями моего полета, уже бежали ко мне, спрашивали, как я себя чувствую. А я не понимала смысла их слов. Во мне медленно просыпалось осознание того, что я жива. Я чувствую свое тело, я слышу горячее биение сердца, я вдыхаю и выдыхаю воздух. Какое же это счастье ‒ быть живой!
В тот вечер я засыпала с мыслью, что надо срочно идти на исповедь. Конец может подстерегать нас в любой момент, тело слишком хрупкое. Кажется, пережив подобный опыт, я должна была полностью изменить свою жизнь, но... Прошел день. Работы, заботы, развлечения вытеснили из головы случай в бассейне. Какие-то важные, как мне казалось, дела стали причиной отложить исповедь на недельку. А там и еще на одну...
Ну почему, почему мы ничему не учимся? Почему рутина повседневности вытесняет из головы мысли про Бога, про себя, про свою жизнь? Почему мы так уверены, что внезапный конец — это где-то там, в телевизионных новостях, но не в нашей жизни? Господь снова и снова уберегает нас, дает шанс обратиться к Нему, открывает для нас двери своих церквей, но... Благие мысли пребывают с нами час, день, неделю, а потом всё возвращается на круги своя. И когда я осознаю это, мне становится так страшно...
Сложно жить смертной памятью. Более крепким духом это удается, а мне пока нет. Разве что в такие критические минуты, которые Господь посылает для моего вразумления. Но, по крайней мере, каждый из нас может просить в своих молитвах уберечь его от неподготовленной смерти. И дай Бог, чтобы в последнюю секунду своего существования мы успели раскаяться в содеянном и воскликнуть вслед за разбойником на кресте: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 139. Богослужебные чтения

Сказки древнего Востока нередко повествуют о дворцовых интригах. Хитрые придворные устраивают заговоры, а правитель или становится их жертвой, или разрушает с помощью жестоких гонений. Таким образом, речь идёт о суровой борьбе за место. Даже не под солнцем, а на вполне осязаемом троне. Но есть и иной вариант понимания власти. О нём говорится в псалме 139-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани
меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Псалом 139-й был написан царём и пророком Давидом. Был написан, как вы, наверное, уже догадались по содержанию этого произведения, в крайне непростых обстоятельствах. Давид чувствует, что вокруг него плетутся заговоры. Или как пишет он в псалме: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». И всё действительно обстояло именно так. Но царь ещё не знает, что центром интриг по смене власти является его сын Авессалом. Он пожелал не дожидаться смерти родителя, но насильственным образом занять трон Давида. Данное обстоятельство прояснится позже.
А пока царь просит Бога вернуть мир и дать возможность, как и прежде, править страной. Не для дальнейшего наслаждения властью, а для того, чтобы в ветхозаветном Израиле люди продолжали жить в соответствии с заповедями Божиими. Давид понимает, насколько уязвимой подчас является такая жизненная позиция. Потому надеется не на себя, а на Бога. Или как пишет он: «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои».
Царь полностью доверяет Господу, видит исключительно в Боге источник мира и земного спокойствия. Во всяком случае, жизнь Давида давала ему возможность подобное утверждать. Сколько раз в прошлом царь находился на краю гибели. И часто по причине того, что старался быть верным заповедям Божиим. А Господь никогда Давида без Своей помощи не оставлял. Потому и в этот раз с дерзновением просит пророк Бога: «Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его».
Конечно, Давид был ветхозаветным человеком. Потому в его словах мы, бывает, не ощущаем евангельского милосердия. Вот и в этот раз он просит у Бога справедливости и наказания тем, кто посмел восстать против помазанника Господня — царя древнего Израиля. Давид требует правосудия такими словами псалма: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали».
Знал бы тогда Давид, для кого он просит наказания! Для собственного неразумного сына. Впоследствии царь, скорее всего, жалел о своей горячности. Во всяком случае, с Авессаломом он воевать отказывался. Давид даже покинул Иерусалим, удалился в изгнание, только бы не начинать гражданскую войну. Но Авессалом был непреклонен, упорен в своём желании власти. За что и поплатился в итоге, оказавшись убитым.
На Давиде же сбылись его собственные слова: «Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным. Праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим». Жизненный опыт Давида пусть послужит для нас уроком. И в том, чтобы в возможности управлять кем-то или чем-то не видеть повод для гордости, но занимая тот или иной пост, прежде всего, служить людям. А во-вторых, искать не своей правды, а правды Божией, живя благочестиво и прося мира и для себя, и для окружающих.
Псалом 139. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 139. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 139. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя.
3 Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
«На берегу»

Фото: elena pestrikova / Pexels
Храм, в который я хожу стоит на самом берегу реки. И каждый раз, выходя после воскресной литургии из храма, смотрю я на водную гладь, на простые деревянные лодки, что привязаны к колышкам у берега. Мысли о высоком апостольском служении приходят сами собой. Ведь первые апостолы Христа были именно рыбаками! Господь призвал их к себе, чудесным образом помогал им наполнить сети рыбой, с ними разделял нехитрую трапезу... И им обещал, что станут ловцами человеков, когда оставят своё рыбачье ремесло!
Я стою на набережной у храма и понимаю, что и мы тоже призваны. Впереди новая неделя, и как хочется сохранить это желание каждое мгновение служить Богу, не размениваться на суету! Хотя от повседневных забот никуда не денешься, и завтра с самого утра на этом берегу вновь будут сидеть рыбаки в ожидании улова, а я окунусь в свою работу. Но как же хорошо, что над берегом, над всеми нами возвышается храм! Как напоминание о жизни иной, вечной. Это — самое главное.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе