
Жил в древней Ирландии непревзойдённый в своём деле строитель по имени Гоб. Но было у Гоба одно чудачество: в свободное время он стихи сочинял, а на праздниках любил их вслух читать.
Сочинял Гоб стихи про отца и матушку, про жену и сынишку, про двух своих бабушек и двух дедушек, про крёстную и крёстного, про четырёх тётушек по отцовской линии и трёх дядюшек по материнской линии, и всякие другие. Кто-то с удовольствием слушал эти стихи, только не сынишка Гоба — тот сразу уши затыкал и убегал.
Однажды Гоба позвали во Францию самому королю дворец строить. Взял он с собой сынишку за подмастерье и они вместе отправились в дальний путь. Целый день шли по жаре и остановились у подножия высокой горы, откуда дорога круто поднималась вверх.
— Сынок, перенеси меня через гору, — попросил Гоб.
— В своём ли ты уме, отец? — удивился мальчик. — Это невозможно. Ты в два раза тяжелее меня, а я и сам еле держусь на ногах от усталости.
— Что ж, тогда вернёмся домой, — сказал Гоб, и они повернули обратно.
На другой день строитель с сыном снова двинулись в путь. А когда дошли до подножья высокой горы, Гоб сел на камень и сказал:
— Мой мальчик, перенеси меня через эту гору.
— Отец, похоже, от жары твой рассудок немного помутился, — заметил сын. — Я и сам-то не знаю, как подняться на такую высокую гору, как же я тебя на себе понесу?
— Что ж, тогда вернёмся домой, — сказал Гоб.
И они снова вернулись домой.
Всю ночь мальчик не спал и думал: что случилось с его отцом? Если так и дальше дело пойдёт, они никогда не смогут дойти до Франции и разбогатеть.
На третий день они опять отправились в путь, и когда дошли до подножья высокой горы, Гоб сказал:
— Мой сын, перенеси меня через гору!
«Быть может, отец впал в детство и вспоминает, как когда-то его дедушка носил на горбе? — подумал мальчик. — Или же его крёстный?»
— А помнишь, отец, ты как-то читал стихи про своего дедушку, крёстного и других наших родственников, — сказал сынишка Гоба. — Мне бы хотелось их ещё раз послушать.
— Если ты просишь, изволь, — согласился Гоб и начал читать наизусть свои длинные стихи.
А когда Гоб-строитель остановился и поднял от земли глаза, он увидел, что они с сыном стоят на вершине высокой горы. Дальше тропа шла вниз, под уклон, и внизу виднелась морская пристань.
— Спасибо мой дорогой сын, сегодня ты перенёс меня через гору на крыльях поэзии! — воскликнул Гоб. — Наконец-то ты научился слушать. Во Франции я начну передавать тебе своё мастерство строителя.
— Заодно научи меня и стихи сочинять, — сказал мальчик. — Оказывается, это не самое глупое и бесполезное дело на свете.
(по мотивам ирландской сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема