
«На исходе лета», Свердловская киностудия, режиссёр Рубен Мурадян
— Зачем мы его привезли из Торжка?
— Перестань. Это же мой отец! С кем бы я его там оставил? Не в дом же престарелых?...
Непростая ситуация сложилась в семье Веденеевых — героев кинофильма «На исходе лета», фрагмент из которого только что прозвучал. Картина вышла на экран в 1979 году, её на Свердловской киностудии снял режиссёр Рубен Мурадян. Супруги Веденеевы, Игорь и Ольга, не знают, что им делать с Андреем Афанасьевичем, старым и больным отцом Игоря. Они привезли его к себе, но оказалось, что заниматься стариком просто некому. У каждого свои заботы: Игорь — врач, хирург, днём и ночью на работе. Ольга — известный театральный критик, занятой человек. И только Юра, внук Андрея Афанасьевича, как может, старается уделять внимание своему деду. Но и у него времени катастрофически не хватает: Юра — спортсмен, постоянно на тренировках и соревнованиях. В какой-то момент идея определить старика Веденеева в дом престарелых начинает казаться Игорю и Ольге единственным выходом из положения. Правда, Юра категорически против, но однажды он уезжает на соревнования в Москву...
Такова завязка фильма, который, кстати, не выходил в кинопрокат, а изначально был задуман режиссёром именно как телевизионный. Удивительный факт, учитывая, что снят фильм на уровне высокохудожественной прокатной картины. Телефильмы нечасто попадают на кинематографические фестивали, но «На исходе лета» стал тем самым редким исключением. В 1980 году он был представлен на кинофестивале в Монте-Карло, где известный актёр Леонид Оболенский, стоявший когда-то у истоков отечественного кинематографа и сыгравший в картине старика Веденеева, получил приз за главную мужскую роль.
Очень хочется поговорить немного об этом персонаже. Андрей Афанасьевич, невольно ставший причиной разногласий в семье своего сына, на самом деле необыкновенно светлый и добрый человек. Он не требует к себе внимания, а просто тихо живёт и не учит жить других. Разве что, в самом крайнем случае — например, когда внук Юра непозволительно дерзко повёл себя с Верой, ночной сиделкой Веденеева. Но даже тогда старик не обрушился на парня с гневом, а кротко дал мудрый совет.
— Если ты хочешь быть интеллигентным человеком, думай, как твои поступки воспринимают другие.
Думать о других даже тогда, когда другие не очень-то думают о тебе — оказывается, такое возможно, и герои фильма Рубена Мурадяна «На исходе лета» красноречиво демонстрируют это зрителям. Юра, который в начале картины представляется нам не таким уж положительным героем, впоследствии раскрывает свои самые добрые черты в отношениях с дедом. Андрей Афанасьевич, который знает наизусть стихи Боратынского, Тютчева и Фета в нужный момент находит для каждого слова утешения.
— Да. Жизнь-то, она полосатая. Главное, чтобы всегда была надежда на лучшее. Вера, надежда, любовь.
Вера в лучшее — как раз то самое чувство, которое долго не покидает после просмотра этого необыкновенно светлого фильма. Можно бесконечно долго говорить о его тёплой, как сейчас сказали бы, ламповой эстетике и даже о некоторых скрытых смыслах. Например, стены в комнате Андрея Афанасьевича сплошь увешаны старинными часами. Веденеев-старший собирал их всю свою жизнь. Возможно, с помощью такого интересного художественного приёма режиссёр хотел подчеркнуть, что время для милосердия, понимания, доброты и любви к ближнему есть у каждого из нас?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер