Лет десять назад на меня буквально вылилось целое море счастливых дней. Это случилось тогда, когда я, будучи студентом духовной семинарии, узнал от проректора, что через две недели еду на Афон. Побывать на Афоне — мечта каждого православного христианина. Ведь Афон — место удивительное! Это древнее монашеское государство, расположенное на севере Греции. Посетить его могут только мужчины. Побывать на Афоне — значит прикоснуться к его уникальным традициям богослужения, иконописи, пения.
Честно, своему счастью я не верил до тех пор, пока не оказался на борту катера, который меня и других студентов семинарии довёз до берега Святой горы. Шла Страстная седмица, особая неделя перед главным христианским праздником — Пасхой. Это время особых богослужений, посвященных последним дням земной жизни Иисуса Христа.
Каждому из нас была дана возможность передвигаться по Афону самостоятельно. И я отправился в один из самых известных и крупных греческих монастырей Афона — в Ватопед. Оказался я там в Великую пятницу, когда Церковь молитвенно вспоминает смерть Спасителя на Кресте. В этот день в центр храма выносится Плащаница — большая икона с изображением умершего Спасителя. Плащаница лежит в храме вплоть до начала пасхальной службы и напоминает о том, что Иисус Христос, Сын Божий, открыл людям врата Царства Небесного через Свою жертву на кресте.
Греки к Плащанице относятся очень благоговейно – украшают множеством цветов и молятся перед ней на коленях. Рядом с Плащаницей обязательно ставят металлическую подставку, куда кладут раскалённый уголь, на который в свою очередь периодически высыпают кусочки ароматной смолы — ладана. Поэтому над Плащаницей постоянно стоит приятно пахнущий дым.
Но это ещё не всё. Рядом с Плащаницей постоянно дежурит... полиция! Причём, в парадной форме! Оказывается, служители закона добровольно вызываются постоять рядом с изображением умершего Спасителя, чтобы придать обстановке большую торжественность и последить за порядком в храме – людей-то очень много в эти дни приходит.
В монастыре Ватопед я столкнулся ещё с одной удивительной традицией. Во время ночной службы в храме появились монахи, которые несли большие корзины, наполненные свечами. Они раздавали свечи всем, кто находился в церкви. В этот момент Плащаницу вынесли из храма, и все люди с зажжёнными свечами пошли за ней. Началось шествие вокруг храма, которое, честно говоря, меня поразило. Представьте – ночь, а в море горящих свечей плавно движется икона умершего за всех людей Спасителя. Это шествие напоминает о том, как две тысячи лет назад ученики Христа несли Его тело в гробовую пещеру.
Когда монахи сделали полный круг с Плащаницей, они не стали заносить её внутрь храма, а как бы натянули над входом. И люди стали продвигаться в церковь, проходя под плащаницей и касаясь её пальцами вытянутых вверх рук. Как объяснил мне потом один из монахов Ватопедского монастыря, это древняя традиция, которая помогает людям понять – Иисус Христос, Сын Божий, настолько любил людей, что добровольно умер за них. И теперь мы все освящаемся Его жертвенной смертью. На глазах у многих суровых с виду греков выступили слёзы. Невольно и я проникся их благоговением…
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о великопостных традициях афонских монастырей.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер