В детстве Ивану Шмелёву подарили книжку с рассказом Толстого «Чем люди живы?» Любознательный мальчик добросовестно ее прочел, после чего заключил, что ему все-таки больше нравится «про индейцев». Любовь к обитателям прерий он сохранил до гимназических лет, именно она привела его к неожиданному знакомству с Чеховым: есть версия, что рассказ «Мальчики» Антон Павлович написал именно под впечатлением бесед с Ванечкой и его друзьями. Наталья Солнцева, автор замечательной книги «Иван Шмелев. Жизнь и творчество» о ярчайшем представителе писателей «русского зарубежья», интересно рассказывает об этом факте и о том, что Толстой еще вернется в жизнь Ивана Шмелева. Пройдет совсем немного времени, и юноша попадет-таки под влияние «яснополянского мудреца» В отличие от бородатого кумира своей юности, Иван Шмелев приобрел славу именно как православный писатель. Однако путь к воплощению христианских идей в его творчестве был долгим и трудным. На этом хитросплетении жизненных обстоятельств и литературных прорывов писателя основывает свою работу Наталья Солнцева. Читать ее любопытно хотя бы потому, что параллельно с биографией Шмелева нам открывается целый исторический срез эпохи. Сначала это Москва – старая, купеческая. Рынки с изобилием товаров, привезенных со всех концов необъятной России. Разношерстный люд: рабочие, трактирщики, купцы, лавочники, нищие богомольцы. Церкви, монастыри, Троице-Сергиева Лавра. И над всем этим – фигура отца Шмелева, который был для маленького Ивана центром его деткой вселенной. Проходит время, и мы видим уже взрослого героя, подхваченного безжалостным кровавым вихрем, имя которому – революция. Гражданская война уносит в небытие весь прежний мир, а вместе с ним - и воевавшего на стороне белогвардейцев сына Шмелева. Эпизоды того страшного периода отражены в его эпопее под названием «Солнце мертвых». Наталья Солнцева отмечает, что именно это произведение стало первым шагом писателя к христианскому художественному мировосприятию. Свое самое знаменитое произведение, «Лето Господне», Иван Шмелев написал уже вдали от родины – в Париже, куда писатель был вынужден эмигрировать. В книге «Иван Шмелев. Жизнь и творчество» Наталья Солнцева подробно останавливается как раз на парижском периоде его жизни, рассказывает о политических взглядах Шмелева, рисует его более чем скромный быт. Автор подчеркивает любовь к родной земле, которую писатель старательно и бережно хранил и пытался культивировать на чужбине даже в мелочах. На маленьком участке при летнем домике, который предоставляло в его распоряжение семейство Деникиных, Шмелев выращивал картошку и огурцы, и часами мог просиживать в березовой роще неподалеку. Россию, ушедшую, канувшую в небытие, он накрепко сохранил у себя в сердце и называл ее не иначе как «солнцем живых». …В одной из бесед с Чеховым юный Шмелев, желая блеснуть эрудицией, хвалился, что перечитал всего Мельникова-Печерского. Хитрый Антон Павлович решил «подловить» молодого хвастунишку, и спросил, читал ли он роман «На небесах», которого у Мельникова, разумеется, нет. Шмелев хотел было заявить, что читал в том числе и это, но, к счастью, вовремя сдержался. Он еще не знал тогда, что именно на небесах будет черпать вдохновение для своего творчества.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер