В интернете (и в определенного вида литературе) легко найти такого рода рецепты, как эта так называемая «молитва от ангины»: «С твоей молитвой, Дева Мария, приступаю, жар, горечь из белого горла — выгоняю. Выгоняю — гоню на тридцать три года, На тридцать три ветра, на тридцать три стороны».
Есть немало и «целителей» или чаще «целительниц», которые «лечат молитвами» или, как их еще называют, «заговорами».
Хотя при этом может использоваться святая вода, свечи, взятые из Церкви, и произноситься христианские молитвы и славословия — например, «Отче наш» или «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», это ни в коем случае не молитва. Это магия.
Маг (колдун, ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами (или существами) подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, может этим результатом торговать, «оказывать оккультные услуги».
Для молитвы такое отношение к сверхъестественному немыслимо.
Бог, к которому мы взываем, это не безличная сила или энергия, а Личность — тот, к Кому обращаются на «Ты»: «ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс.37:16).
Молясь, мы исповедуем, что Бог обладает всеведением — Он знает, что мы взываем к Нему. Бог обладает всемогуществом — у Него есть власть над обстоятельствами нашей жизни, Он может помочь. Молитва предполагает, что мы не пытаемся манипулировать, заставить исполнить нашу волю, а смиренно обращаемся с просьбой.
Представление, на котором стоит магия — что духовный мир можно дернуть за правильную веревочку, чтобы получить гарантированный результат — для христианина выглядит возмутительным неуважением к Богу.
Если мы попробуем манипулировать людьми, мы разрушим наши отношения с ними; тем более, нам не следует пытаться манипулировать Богом.
Можно (и нужно) молиться об исцелении. Это прямо заповедано в Священном Писании.
Однако молитва — это именно личная просьба; даже любимый ребенок в семье знает, что родители не всегда будут делать так, как он хочет. Он не получит всех конфет, которые попросит, всего времени, которое хотел бы провести за компьютерными играми — именно потому, что его любят и заботятся о его здоровье и воспитании.
Более того, в отличие от магии, молитва не является «альтернативным лечением». Бог действует в нашей жизни через других людей — в частности, медиков. Поэтому при болезни следует обращаться за медицинской помощью — усердно молясь, что Бог благословил усилия врачей.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема