В интернете (и в определенного вида литературе) легко найти такого рода рецепты, как эта так называемая «молитва от ангины»: «С твоей молитвой, Дева Мария, приступаю, жар, горечь из белого горла — выгоняю. Выгоняю — гоню на тридцать три года, На тридцать три ветра, на тридцать три стороны».
Есть немало и «целителей» или чаще «целительниц», которые «лечат молитвами» или, как их еще называют, «заговорами».
Хотя при этом может использоваться святая вода, свечи, взятые из Церкви, и произноситься христианские молитвы и славословия — например, «Отче наш» или «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», это ни в коем случае не молитва. Это магия.
Маг (колдун, ведьма) претендует на то, что может манипулировать сверхъестественными силами (или существами) подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Поэтому маг, предполагающий, что результат в его руках, может этим результатом торговать, «оказывать оккультные услуги».
Для молитвы такое отношение к сверхъестественному немыслимо.
Бог, к которому мы взываем, это не безличная сила или энергия, а Личность — тот, к Кому обращаются на «Ты»: «ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс.37:16).
Молясь, мы исповедуем, что Бог обладает всеведением — Он знает, что мы взываем к Нему. Бог обладает всемогуществом — у Него есть власть над обстоятельствами нашей жизни, Он может помочь. Молитва предполагает, что мы не пытаемся манипулировать, заставить исполнить нашу волю, а смиренно обращаемся с просьбой.
Представление, на котором стоит магия — что духовный мир можно дернуть за правильную веревочку, чтобы получить гарантированный результат — для христианина выглядит возмутительным неуважением к Богу.
Если мы попробуем манипулировать людьми, мы разрушим наши отношения с ними; тем более, нам не следует пытаться манипулировать Богом.
Можно (и нужно) молиться об исцелении. Это прямо заповедано в Священном Писании.
Однако молитва — это именно личная просьба; даже любимый ребенок в семье знает, что родители не всегда будут делать так, как он хочет. Он не получит всех конфет, которые попросит, всего времени, которое хотел бы провести за компьютерными играми — именно потому, что его любят и заботятся о его здоровье и воспитании.
Более того, в отличие от магии, молитва не является «альтернативным лечением». Бог действует в нашей жизни через других людей — в частности, медиков. Поэтому при болезни следует обращаться за медицинской помощью — усердно молясь, что Бог благословил усилия врачей.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.