Австралийский писатель Моррис Глейцман часто вспоминает известную библейскую историю о Вавилонской башне, когда Бог покарал за дерзость людей, которые решили, что могут соперничать с Ним, и сделал так, что они перестали друг друга понимать. Последствия события, считает Глейцман, выразились не только в возникновении языковых барьеров, но и в том, что мы порой оказываемся неспособными понять даже того, кто рядом с нами. О понимании и внимании к людям, которые, может быть, чем-то отличаются от нас, но эти отличия не делают их хуже остальных, Моррис старается писать в своих книгах. Одна из них — повесть под названием «Болтушка» — история о девочке, которая не может говорить.
У двенадцатилетней Ровены Бэтс, или Ро, как зовут её в школе, редкое неизлечимое генетическое заболевание. Но она прекрасно умеет общаться! Ро знает язык жестов, очень быстро, грамотно пишет. И мечтает о лучшем друге. Сможет ли она отыскать его среди одноклассников, которые либо смеются над ней, либо ведут себя отстранённо и безразлично?
На непростой вопрос автор отвечает со всей возможной деликатностью, а ещё — с удивительным юмором. И это — большое мастерство, ведь, согласитесь не так-то просто говорить о столь серьёзных вещах, удерживаясь от пафоса и нравоучений. А у Морриса Глейцмана -получилось. И с каждой страницей мы понимаем, что главная героиня — такая же, как мы. Как остроумно подмечает сам автор, Ровена живет в Австралии, на другой стороне Земли, и каких-нибудь пару веков назад все думали, что люди там ходят вверх ногами, но нам так близко и понятно все, что она чувствует и думает! Кажется, будто мы читаем её мысли. В какой-то степени, так и есть: повествование ведётся от лица Ро, то есть, мы слышим её разговор с самой собой, но в то же время становимся внимательными собеседниками.
И не кому-нибудь, а именно нам говорит Ровена о том, как обидно и больно, когда ты рассчитываешь на дружбу, а тебе лишь предлагают взять над тобой шефство. Как возмутительно, когда не только сверстники, но и взрослые, ни в чём не разобравшись, называют тебя неполноценной. Но, к счастью, люди способны меняться. А у Ровены хватает тепла и доброты, чтобы окружающие поняли её и приняли такой, какая она есть.
Кстати, назвав свою книгу «Болтушка» Моррис Глейцман ничуть не преувеличил. Ровена физически не может, но у м е е т говорить: душой и сердцем. И именно в сердцах других людей она ищет ответы. И находит, когда они открываются ей навстречу.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.