Валерий Анатольевич Бурков, в монашестве — инок Киприан, — Герой Советского Союза, авиационный военный штурман, ветеран войны в Афганистане, советник Президента Российской Федерации, музыкант.
23 апреля 1984 года Валерий Анатольевич оказался в Панджшерском ущелье в Афганистане: после боя он пошел осматривать брошенный боевиками блиндаж, наступил на мину. На следующий день Бурков очнулся в палате госпиталя, обе его ноги были ампутированы. Уже вскоре Валерий Анатольевич научился ходить на протезах. Позднее, в 2016 году, полковник в отставке Валерий Анатольевич Бурков принял постриг и стал монахом Киприаном. На черной монашеской рясе он всегда носит звезду Героя Советского Союза. Инок Киприан посвятил свою жизнь служению Отечеству, людям и Богу.
Какие слова часто повторяет отец Киприан?

1984 год. Афганистан. Война. Советские солдаты взяли в плен местного. Он явно не был душманом — по-арабски это слово означает «враг», во время афганской военной кампании так называли боевиков. Обычный деревенский житель. Но командир по какой-то причине решил перестраховаться. Война, мало ли что. И приказал — расстрелять. Военные медлили. Никаких доказательств связи пленного с боевиками у них не было. А убивать невинного человека не хотелось никому. Но всё же приказ есть приказ... Тогда авиационный наводчик, парень высоченного роста, отвёл командира в сторону. Несколько минут они о чём-то разговаривали. А потом комбат подошёл к пленному афганцу, развязал ему руки и... отпустил. Военного, убедившего командира изменить поспешное, необдуманное решение, поступить по любви и доброте, звали Валерий Бурков.
Герой Советского Союза, авиационный военный штурман, ветеран войны в Афганистане, советник Президента Российской Федерации, музыкант и монах. Всё это — о нём одном. Валерий Анатольевич, в монашестве — инок Киприан, посвятил свою жизнь служению Отечеству, людям и Богу. «Центр всей жизни человека — это любовь», — говорил отец Киприан. Его путь к осознанию этой истины начался там, в Афганистане. Валерий, выпускник Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, отправился туда добровольцем. Впоследствии его часто спрашивали, почему он сделал этот выбор. Валерий Анатольевич даже написал об этом песню. В ней есть такие строчки: «Как ответить, что сказать? / Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, / стоит жить и умирать».
На волоске от смерти в Афгане капитан Бурков бывал не раз. Одна из вылазок стала роковой. 23 апреля 1984 года он оказался в Панджшерском ущелье. Только что закончился бой. Валерий пошел осматривать брошенный боевиками блиндаж. Сделал шаг — и прогремел взрыв. Под камнем оказалась мина. Одну ногу оторвало, другую раздробило. Когда на следующий день он очнулся в палате госпиталя, обе конечности были ампутированы. Врач сказал Валерию, что на операционном столе у него трижды останавливалось сердце. То, что с ним произошло, Валерий Анатольевич воспринял как знак свыше. Он остался жив — значит, так нужно. Но как жить без обеих ног?.. Отец Киприан рассказывал, что в тот момент отчаяния он вспомнил про Алексея Маресьева — героя Великой Отечественной войны, лётчика, прототипа главного героя знаменитой «Повести о настоящем человеке». Маресьев тоже лишился ног, но он продолжал жить и служить людям. Значит и он, капитан Валерий Бурков, тоже сможет! Вскоре Валерий Анатольевич научился ходить — никто и не догадывался, что у него протезы. В начале девяностых он стал советником Президента России по делам инвалидов. Работу в Кремле оставил после событий осени 1993 года — штурма «Останкино» и расстрела здания Парламента. «В душе появилась какая-то пустота», — объяснял он свой уход из политики. Пустоту заполнили люди и вера в Бога. Свою дачу в Подмосковье Бурков превратил в своего рода реабилитационный центр. Туда съезжались люди с серьезными жизненными проблемами. Валерий Анатольевич давал им пищу и кров. Вместе изучали православие. «Они все мне были как дети», — говорил отец Киприан. Позже он продолжил своё начинание — учредил центр многопрофильной помощи «Добрый самаритянин» для попавших в трудную жизненную ситуацию.
В 2016 году полковник в отставке Валерий Анатольевич Бурков принял постриг и стал монахом Киприаном. На чёрной монашеской рясе он всегда носит звезду Героя Советского Союза. «Любовь к ближнему — это тонкий и кропотливый процесс», — часто повторяет отец Киприан.
Все выпуски программы Жизнь как служение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







