Валерий Анатольевич Бурков, в монашестве — инок Киприан, — Герой Советского Союза, авиационный военный штурман, ветеран войны в Афганистане, советник Президента Российской Федерации, музыкант.
23 апреля 1984 года Валерий Анатольевич оказался в Панджшерском ущелье в Афганистане: после боя он пошел осматривать брошенный боевиками блиндаж, наступил на мину. На следующий день Бурков очнулся в палате госпиталя, обе его ноги были ампутированы. Уже вскоре Валерий Анатольевич научился ходить на протезах. Позднее, в 2016 году, полковник в отставке Валерий Анатольевич Бурков принял постриг и стал монахом Киприаном. На черной монашеской рясе он всегда носит звезду Героя Советского Союза. Инок Киприан посвятил свою жизнь служению Отечеству, людям и Богу.
Какие слова часто повторяет отец Киприан?

1984 год. Афганистан. Война. Советские солдаты взяли в плен местного. Он явно не был душманом — по-арабски это слово означает «враг», во время афганской военной кампании так называли боевиков. Обычный деревенский житель. Но командир по какой-то причине решил перестраховаться. Война, мало ли что. И приказал — расстрелять. Военные медлили. Никаких доказательств связи пленного с боевиками у них не было. А убивать невинного человека не хотелось никому. Но всё же приказ есть приказ... Тогда авиационный наводчик, парень высоченного роста, отвёл командира в сторону. Несколько минут они о чём-то разговаривали. А потом комбат подошёл к пленному афганцу, развязал ему руки и... отпустил. Военного, убедившего командира изменить поспешное, необдуманное решение, поступить по любви и доброте, звали Валерий Бурков.
Герой Советского Союза, авиационный военный штурман, ветеран войны в Афганистане, советник Президента Российской Федерации, музыкант и монах. Всё это — о нём одном. Валерий Анатольевич, в монашестве — инок Киприан, посвятил свою жизнь служению Отечеству, людям и Богу. «Центр всей жизни человека — это любовь», — говорил отец Киприан. Его путь к осознанию этой истины начался там, в Афганистане. Валерий, выпускник Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, отправился туда добровольцем. Впоследствии его часто спрашивали, почему он сделал этот выбор. Валерий Анатольевич даже написал об этом песню. В ней есть такие строчки: «Как ответить, что сказать? / Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, / стоит жить и умирать».
На волоске от смерти в Афгане капитан Бурков бывал не раз. Одна из вылазок стала роковой. 23 апреля 1984 года он оказался в Панджшерском ущелье. Только что закончился бой. Валерий пошел осматривать брошенный боевиками блиндаж. Сделал шаг — и прогремел взрыв. Под камнем оказалась мина. Одну ногу оторвало, другую раздробило. Когда на следующий день он очнулся в палате госпиталя, обе конечности были ампутированы. Врач сказал Валерию, что на операционном столе у него трижды останавливалось сердце. То, что с ним произошло, Валерий Анатольевич воспринял как знак свыше. Он остался жив — значит, так нужно. Но как жить без обеих ног?.. Отец Киприан рассказывал, что в тот момент отчаяния он вспомнил про Алексея Маресьева — героя Великой Отечественной войны, лётчика, прототипа главного героя знаменитой «Повести о настоящем человеке». Маресьев тоже лишился ног, но он продолжал жить и служить людям. Значит и он, капитан Валерий Бурков, тоже сможет! Вскоре Валерий Анатольевич научился ходить — никто и не догадывался, что у него протезы. В начале девяностых он стал советником Президента России по делам инвалидов. Работу в Кремле оставил после событий осени 1993 года — штурма «Останкино» и расстрела здания Парламента. «В душе появилась какая-то пустота», — объяснял он свой уход из политики. Пустоту заполнили люди и вера в Бога. Свою дачу в Подмосковье Бурков превратил в своего рода реабилитационный центр. Туда съезжались люди с серьезными жизненными проблемами. Валерий Анатольевич давал им пищу и кров. Вместе изучали православие. «Они все мне были как дети», — говорил отец Киприан. Позже он продолжил своё начинание — учредил центр многопрофильной помощи «Добрый самаритянин» для попавших в трудную жизненную ситуацию.
В 2016 году полковник в отставке Валерий Анатольевич Бурков принял постриг и стал монахом Киприаном. На чёрной монашеской рясе он всегда носит звезду Героя Советского Союза. «Любовь к ближнему — это тонкий и кропотливый процесс», — часто повторяет отец Киприан.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело