
— Готово!
— Я те сколько раз твердил, чтобы не входил без спроса. Что готово, где?
— Колодец. Колодец готов!
— Так, а... сколько времени прошло?! Тебя что, братец, бесы крутят?
Эмоциональный диалог, который только что прозвучал, — это сцена из нашумевшего фильма режиссёра Николая Досталя «Монах и бес». Игумену — настоятелю монастыря — сообщают о том, что недавно поступивший в обитель монах по имени Иван, Семёнов сын, очистил от грязи глубокий старый колодец. Причём, выполнил он эту отнюдь нелёгкую задачу... буквально за считанные минуты! Изумлённый настоятель не напрасно в разговоре упомянул беса. Как только новый монах появился в монастыре, игумен почувствовал: что-то с ним что-то не так!
Необычная картина, которую критики назвали «православной комедией», вышла на экраны в 2016-м и стала одним из самых ярких и обсуждаемых кинособытий года. Она собрала призы многих кинематографических фестивалей и конкурсов. Среди них — четыре премии «Ника», две награды фестиваля «Киношок» и «Золотой орёл» за лучший сценарий. Кстати, сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Арабов признавался, что при работе во многом опирался на жанр народного анекдота. По-доброму смешные, полные тонкого юмора диалоги часто звучат в фильме. Например, в эпизоде, когда главный герой говорит о своей возрастающей мудрости:
— Мудрость. Состояние ума такое специфическое. Испытывал, владыка?
— Нет. Бог миловал.
— А у меня постоянно. Сижу, бывало у окна, гляжу на близлежащую жизнь, и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
Но, разумеется, картина «Монах и бес» — далеко не только комедия. За способными вызвать улыбку репликами героев зритель видит и глубокий драматизм сюжета. Монах Иван, Семёнов сын, одержим бесом. Враг рода человеческого заставляет его вести себя неподобающим образом: то дерзить настоятелю, то отпускать неуместные шутки, а порой и вовсе проявлять сверхъестественные способности — как, например, в упомянутом эпизоде с колодцем. В результате игумен и монастырская братия, а вместе с ними поначалу и зритель — видят этакого нагловатого, разухабистого героя, который бельё стирает силой взгляда и в одиночку может выловить из реки рыбину больше человеческого роста. Настоятель решает отправить подозрительного и неудобного монаха подальше с глаз — в отдалённый скит. Именно там, в скиту, нам открывается совсем другой Иван — чистый, фактически святой человек, постоянно ведущий с бесом жесточайшую борьбу и отвергающий все его соблазны, при этом смиренно несущий свой тяжёлый крест. Пытаясь понять, для чего ему дано такое нелёгкое испытание, в одном из наиболее глубоких эпизодов картины Иван обращается к Богу:
— Почему я одержим бесом? Изгнать его не могу. И уйти от него не получается. Тогда в чём мудрость Твоя? В чём замысел? Куда ведёшь меня, Провидец и Человеколюбец?
Режиссёр Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов не раз упоминали о том, что их картина «Монах и бес» основана сразу на нескольких документальных и художественных источниках. В фильме — и зритель это наверняка почувствует — есть явные гоголевские, пушкинские и лесковские мотивы. А ещё создатели ленты опирались на житийную литературу — в частности, на житие святителя Иоанна Новгородского. В нём есть эпизод, который в своё время позаимствовал ещё Николай Васильевич Гоголь, и который почти буквально воспроизводится в фильме: полёт монаха на бесе в Иерусалим. Однако не буду вдаваться в подробности, чтобы не лишать зрителей удовольствия от просмотра картины. Хочется лишь добавить, что фильм побуждает задуматься о том, что и в жизни человек может поддаться своим «бесам», опустить руки и упасть. А может, как герой этой картины Иван, Семёнов сын, с искренней верой бороться, и не только обрести высоту святости, но и помочь подняться другим.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер