
— Готово!
— Я те сколько раз твердил, чтобы не входил без спроса. Что готово, где?
— Колодец. Колодец готов!
— Так, а... сколько времени прошло?! Тебя что, братец, бесы крутят?
Эмоциональный диалог, который только что прозвучал, — это сцена из нашумевшего фильма режиссёра Николая Досталя «Монах и бес». Игумену — настоятелю монастыря — сообщают о том, что недавно поступивший в обитель монах по имени Иван, Семёнов сын, очистил от грязи глубокий старый колодец. Причём, выполнил он эту отнюдь нелёгкую задачу... буквально за считанные минуты! Изумлённый настоятель не напрасно в разговоре упомянул беса. Как только новый монах появился в монастыре, игумен почувствовал: что-то с ним что-то не так!
Необычная картина, которую критики назвали «православной комедией», вышла на экраны в 2016-м и стала одним из самых ярких и обсуждаемых кинособытий года. Она собрала призы многих кинематографических фестивалей и конкурсов. Среди них — четыре премии «Ника», две награды фестиваля «Киношок» и «Золотой орёл» за лучший сценарий. Кстати, сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Арабов признавался, что при работе во многом опирался на жанр народного анекдота. По-доброму смешные, полные тонкого юмора диалоги часто звучат в фильме. Например, в эпизоде, когда главный герой говорит о своей возрастающей мудрости:
— Мудрость. Состояние ума такое специфическое. Испытывал, владыка?
— Нет. Бог миловал.
— А у меня постоянно. Сижу, бывало у окна, гляжу на близлежащую жизнь, и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
Но, разумеется, картина «Монах и бес» — далеко не только комедия. За способными вызвать улыбку репликами героев зритель видит и глубокий драматизм сюжета. Монах Иван, Семёнов сын, одержим бесом. Враг рода человеческого заставляет его вести себя неподобающим образом: то дерзить настоятелю, то отпускать неуместные шутки, а порой и вовсе проявлять сверхъестественные способности — как, например, в упомянутом эпизоде с колодцем. В результате игумен и монастырская братия, а вместе с ними поначалу и зритель — видят этакого нагловатого, разухабистого героя, который бельё стирает силой взгляда и в одиночку может выловить из реки рыбину больше человеческого роста. Настоятель решает отправить подозрительного и неудобного монаха подальше с глаз — в отдалённый скит. Именно там, в скиту, нам открывается совсем другой Иван — чистый, фактически святой человек, постоянно ведущий с бесом жесточайшую борьбу и отвергающий все его соблазны, при этом смиренно несущий свой тяжёлый крест. Пытаясь понять, для чего ему дано такое нелёгкое испытание, в одном из наиболее глубоких эпизодов картины Иван обращается к Богу:
— Почему я одержим бесом? Изгнать его не могу. И уйти от него не получается. Тогда в чём мудрость Твоя? В чём замысел? Куда ведёшь меня, Провидец и Человеколюбец?
Режиссёр Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов не раз упоминали о том, что их картина «Монах и бес» основана сразу на нескольких документальных и художественных источниках. В фильме — и зритель это наверняка почувствует — есть явные гоголевские, пушкинские и лесковские мотивы. А ещё создатели ленты опирались на житийную литературу — в частности, на житие святителя Иоанна Новгородского. В нём есть эпизод, который в своё время позаимствовал ещё Николай Васильевич Гоголь, и который почти буквально воспроизводится в фильме: полёт монаха на бесе в Иерусалим. Однако не буду вдаваться в подробности, чтобы не лишать зрителей удовольствия от просмотра картины. Хочется лишь добавить, что фильм побуждает задуматься о том, что и в жизни человек может поддаться своим «бесам», опустить руки и упасть. А может, как герой этой картины Иван, Семёнов сын, с искренней верой бороться, и не только обрести высоту святости, но и помочь подняться другим.
Деяния святых апостолов

Апостол Павел
Деян., 6 зач., II, 38-43

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко у современного человека возникает ощущение, что что-то важное и значимое в жизни он сделал и продолжает делать не так. Иногда с подобными мыслями он приходит к храм и спрашивает, что ему делать? Ответ на подобный вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Одной из важнейших добродетелей в христианстве считается целомудрие. Сегодня нередко его сводят к некоторой половой дисциплине, хотя на самом деле призыв к целомудрию — это призыв к целостности всей жизни, к тому, чтобы всю её выстроить по воле Божией. Когда люди приходят в храм и обращаются к священнику за советом в разрешении тех или иных проблем, чаще всего они не понимают именно этого, не думают, что всё в их жизни взаимосвязано, и уж если стремиться к разрешению той или иной проблемы, сделать это по-настоящему можно, только исцеляя всю жизнь. На самом деле, подобное непонимание во-многом естественно. Когда мы приходим к обычному врачу, мы не ждём, что он спросит нас, каковы наши отношения с родителями, детьми... Действительно ли мы любим тех, кто нас окружает, или только пользуемся ими. Мы приходим к врачу решить конкретную проблему и считаем, что остальное его попросту не касается. Часто именно так люди приходят в Церковь и удивляются какому-то бессилию священника, который не может на раз-два решить их проблем. Однако священник прекрасно понимает, что всё в духовной жизни человека взаимосвязано — и стремиться к решению отдельных проблем невозможно без исцеления всей жизни.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим, как апостол Пётр отвечает растерянным и расстроенным иудеям, которые вдруг осознали, что Мессия, столько лет ожидаемый ими, уже приходил. И не просто приходил, но был не только не узнан и даже распят по их собственному требованию. «Что же нам делать?» — говорят они Петру и апостол, по примеру которого всю историю призваны действовать пастыри, отвечающие на подобный вопрос, говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа»! Он не предлагает никакого другого способа, кроме как целостное возвращение на праведный путь, предполагающее преображение всей жизни. При этом важно увидеть, что апостол не останавливается на общих словах. Мы видим, как в дальнейшем развивается жизнь принявших его благую весть. Во-первых, присоединившись к Церкви, они постоянно пребывают в учении апостолов, что сегодня мы сравнили бы с чтением Священного Писания и святоотеческой литературы. К сожалению, сегодня людей, приходящих в храм для решения конкретных проблем, просьба читать Священное Писание приводит просто в недоумение. Они совершенно не понимают, как какие-то древние тексты могут повлиять на их жизнь. А ведь без примера Христова, без примера апостольского, мы просто не научимся поступать по воле Божьей, а значит, никаких собственных проблем не разрешим. Во-вторых, обращённые апостолом Петром участвуют в таинствах и молитвах, что самым глубоким образом объединяет их со Спасителем и друг с другом. Наконец, в-третьих, может быть, несколько неожиданно, возникает тема страха, который пребывает на всякой христианской душе. Но, судя по контексту, речь совсем не про боязнь или ужас, но про священный трепет перед тайной новой жизни, которая открывается их духовному взору. И когда современный человек приходит в храм с вопросом, — что ему делать, чтобы его жизнь изменилась и наполнилась смыслом, по-настоящему у нас может быть только один ответ — покайся, и начни новую жизнь во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Лизе и другим подопечным фонда «Страна-детям» жить без приступов

Фонд «Страна — детям» — помогает малышам и подросткам с тяжёлыми заболеваниями — оплачивает лечение, операции и реабилитации. В рамках программы «Генофонд» он поддерживает проведение разных дорогостоящих исследований для детей, которым не подошли стандартные методы лечения, доступные бесплатно.
Пятилетняя Лиза Бражникова из башкирского города Стерлитамака — одна из подопечных фонда. Она увлекается танцами, посещает музыкальный кружок, любит много гулять и кататься на самокате по улочкам родного города. Год назад в эту беззаботную детскую жизнь ворвалась непонятная болезнь. У девочки внезапно появились приступы — судороги. Местные врачи не смогли определить из-за чего в организме произошёл такой сбой. Тогда семья девочки, их друзья и знакомые сплотились для того, чтобы помочь Лизе. Их общими усилиями началась череда всевозможных обследований и консультаций со специалистами в других городах. И только недавно удалось выяснить точный диагноз. Теперь для дальнейшего эффективного лечения, Лизе необходимо пройти ещё одно сложное исследование. И оплатить его семья уже не в силах, поэтому обратилась в благотворительный фонд «Страна — Детям».
Сейчас в листе ожидания помощи фонда таких подопечных, как Лиза, больше 50-ти. И у каждого из них есть шанс выздороветь и вновь обрести радостное, беззаботное детство. Поддержать Лизу Бражникову и других болеющих детей из разных уголков России, можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ветхозаветный закон в новозаветное время». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о том, как при формировании христианской Церкви, апостолами принималось решение, соблюдать ли иудейские ветхозаветные законы и традиции или можно отказаться от них. Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер