
— Готово!
— Я те сколько раз твердил, чтобы не входил без спроса. Что готово, где?
— Колодец. Колодец готов!
— Так, а... сколько времени прошло?! Тебя что, братец, бесы крутят?
Эмоциональный диалог, который только что прозвучал, — это сцена из нашумевшего фильма режиссёра Николая Досталя «Монах и бес». Игумену — настоятелю монастыря — сообщают о том, что недавно поступивший в обитель монах по имени Иван, Семёнов сын, очистил от грязи глубокий старый колодец. Причём, выполнил он эту отнюдь нелёгкую задачу... буквально за считанные минуты! Изумлённый настоятель не напрасно в разговоре упомянул беса. Как только новый монах появился в монастыре, игумен почувствовал: что-то с ним что-то не так!
Необычная картина, которую критики назвали «православной комедией», вышла на экраны в 2016-м и стала одним из самых ярких и обсуждаемых кинособытий года. Она собрала призы многих кинематографических фестивалей и конкурсов. Среди них — четыре премии «Ника», две награды фестиваля «Киношок» и «Золотой орёл» за лучший сценарий. Кстати, сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Арабов признавался, что при работе во многом опирался на жанр народного анекдота. По-доброму смешные, полные тонкого юмора диалоги часто звучат в фильме. Например, в эпизоде, когда главный герой говорит о своей возрастающей мудрости:
— Мудрость. Состояние ума такое специфическое. Испытывал, владыка?
— Нет. Бог миловал.
— А у меня постоянно. Сижу, бывало у окна, гляжу на близлежащую жизнь, и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
Но, разумеется, картина «Монах и бес» — далеко не только комедия. За способными вызвать улыбку репликами героев зритель видит и глубокий драматизм сюжета. Монах Иван, Семёнов сын, одержим бесом. Враг рода человеческого заставляет его вести себя неподобающим образом: то дерзить настоятелю, то отпускать неуместные шутки, а порой и вовсе проявлять сверхъестественные способности — как, например, в упомянутом эпизоде с колодцем. В результате игумен и монастырская братия, а вместе с ними поначалу и зритель — видят этакого нагловатого, разухабистого героя, который бельё стирает силой взгляда и в одиночку может выловить из реки рыбину больше человеческого роста. Настоятель решает отправить подозрительного и неудобного монаха подальше с глаз — в отдалённый скит. Именно там, в скиту, нам открывается совсем другой Иван — чистый, фактически святой человек, постоянно ведущий с бесом жесточайшую борьбу и отвергающий все его соблазны, при этом смиренно несущий свой тяжёлый крест. Пытаясь понять, для чего ему дано такое нелёгкое испытание, в одном из наиболее глубоких эпизодов картины Иван обращается к Богу:
— Почему я одержим бесом? Изгнать его не могу. И уйти от него не получается. Тогда в чём мудрость Твоя? В чём замысел? Куда ведёшь меня, Провидец и Человеколюбец?
Режиссёр Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов не раз упоминали о том, что их картина «Монах и бес» основана сразу на нескольких документальных и художественных источниках. В фильме — и зритель это наверняка почувствует — есть явные гоголевские, пушкинские и лесковские мотивы. А ещё создатели ленты опирались на житийную литературу — в частности, на житие святителя Иоанна Новгородского. В нём есть эпизод, который в своё время позаимствовал ещё Николай Васильевич Гоголь, и который почти буквально воспроизводится в фильме: полёт монаха на бесе в Иерусалим. Однако не буду вдаваться в подробности, чтобы не лишать зрителей удовольствия от просмотра картины. Хочется лишь добавить, что фильм побуждает задуматься о том, что и в жизни человек может поддаться своим «бесам», опустить руки и упасть. А может, как герой этой картины Иван, Семёнов сын, с искренней верой бороться, и не только обрести высоту святости, но и помочь подняться другим.
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема