«Монах и бес» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Монах и бес»

* Поделиться
Кадр из кинофильма «Монах и бес»

— Готово!

— Я те сколько раз твердил, чтобы не входил без спроса. Что готово, где?

— Колодец. Колодец готов!

— Так, а... сколько времени прошло?! Тебя что, братец, бесы крутят?

Эмоциональный диалог, который только что прозвучал, — это сцена из нашумевшего фильма режиссёра Николая Досталя «Монах и бес». Игумену — настоятелю монастыря — сообщают о том, что недавно поступивший в обитель монах по имени Иван, Семёнов сын, очистил от грязи глубокий старый колодец. Причём, выполнил он эту отнюдь нелёгкую задачу... буквально за считанные минуты! Изумлённый настоятель не напрасно в разговоре упомянул беса. Как только новый монах появился в монастыре, игумен почувствовал: что-то с ним что-то не так!

Необычная картина, которую критики назвали «православной комедией», вышла на экраны в 2016-м и стала одним из самых ярких и обсуждаемых кинособытий года. Она собрала призы многих кинематографических фестивалей и конкурсов. Среди них — четыре премии «Ника», две награды фестиваля «Киношок» и «Золотой орёл» за лучший сценарий. Кстати, сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Арабов признавался, что при работе во многом опирался на жанр народного анекдота. По-доброму смешные, полные тонкого юмора диалоги часто звучат в фильме. Например, в эпизоде, когда главный герой говорит о своей возрастающей мудрости:

— Мудрость. Состояние ума такое специфическое. Испытывал, владыка?

— Нет. Бог миловал.

— А у меня постоянно. Сижу, бывало у окна, гляжу на близлежащую жизнь, и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!

Но, разумеется, картина «Монах и бес» — далеко не только комедия. За способными вызвать улыбку репликами героев зритель видит и глубокий драматизм сюжета. Монах Иван, Семёнов сын, одержим бесом. Враг рода человеческого заставляет его вести себя неподобающим образом: то дерзить настоятелю, то отпускать неуместные шутки, а порой и вовсе проявлять сверхъестественные способности — как, например, в упомянутом эпизоде с колодцем. В результате игумен и монастырская братия, а вместе с ними поначалу и зритель — видят этакого нагловатого, разухабистого героя, который бельё стирает силой взгляда и в одиночку может выловить из реки рыбину больше человеческого роста. Настоятель решает отправить подозрительного и неудобного монаха подальше с глаз — в отдалённый скит. Именно там, в скиту, нам открывается совсем другой Иван — чистый, фактически святой человек, постоянно ведущий с бесом жесточайшую борьбу и отвергающий все его соблазны, при этом смиренно несущий свой тяжёлый крест. Пытаясь понять, для чего ему дано такое нелёгкое испытание, в одном из наиболее глубоких эпизодов картины Иван обращается к Богу:

— Почему я одержим бесом? Изгнать его не могу. И уйти от него не получается. Тогда в чём мудрость Твоя? В чём замысел? Куда ведёшь меня, Провидец и Человеколюбец?

Режиссёр Николай Досталь и сценарист Юрий Арабов не раз упоминали о том, что их картина «Монах и бес» основана сразу на нескольких документальных и художественных источниках. В фильме — и зритель это наверняка почувствует — есть явные гоголевские, пушкинские и лесковские мотивы. А ещё создатели ленты опирались на житийную литературу — в частности, на житие святителя Иоанна Новгородского. В нём есть эпизод, который в своё время позаимствовал ещё Николай Васильевич Гоголь, и который почти буквально воспроизводится в фильме: полёт монаха на бесе в Иерусалим. Однако не буду вдаваться в подробности, чтобы не лишать зрителей удовольствия от просмотра картины. Хочется лишь добавить, что фильм побуждает задуматься о том, что и в жизни человек может поддаться своим «бесам», опустить руки и упасть. А может, как герой этой картины Иван, Семёнов сын, с искренней верой бороться, и не только обрести высоту святости, но и помочь подняться другим.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем