У нас в гостях был настоятель храма святителя Спиридона епископа Тримифунтского в Филях протоиерей Илия Кочуров.
Разговор шел о том, как можно приглашать молодых людей к участию в церковной жизни, чтобы приход в храм для них стал осознанным, а не навязанным.
Ведущий: Александр Ананьев
А.Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
Меня зовут Александр Ананьев — я профессиональный неофит. Каждый понедельник, в одно и то же время, вот, уже на протяжение почти... страшно сказать... четырёх лет, я задаю вопросы неофита нашим гостям, и вопросов становится — такое впечатление, что только больше.
Вот, например, сегодня, мне хотелось бы поговорить о том, как молодых людей вовлечь в церковную жизнь, как передать ценности — наши ценности — нашим детям? Нужно ли это делать, или, может быть, в сознательном возрасте, они сами сделают свой выбор? И, размышляя над этой темой, я понимаю, что, в общем, это нужно не столько родителям, и даже не столько детям, сколько мне самому — получить ответы на этот вопрос, чтобы самому разобраться в очень важных, жизненно важных вопросах веры.
А поможет мне сегодня в этом мой гость — настоятель храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Добрый вечер, отец Илья!
О.Илья:
— Здравствуйте!
А.Ананьев:
— Конечно же, в программе «Путь к священству» у Киры Лаврентьевой и Кости Мацана, Вы рассказывали о Вашем пути к вере. Давайте, вспомним эту историю — как Вы сами пришли? Я даже немножко поставлю Вас на нужные мне рельсы. Вы сами пришли, или Вас взяли за руку и привели?
О.Илья:
— Меня взяли за руку и привели. Потому, что я в храме с младенчества...
А.Ананьев:
— Ах, вот оно как!
О.Илья:
— ... и я вряд ли бы смог прийти своими ногами, когда ещё ходить не умел. Но, на самом деле, за это я должен сказать огромное спасибо своим родителям — потому, что они сняли с меня огромный груз ответственности вот этого тяжёлого прихождения в храм через скорби, болезни, отчаянье, множество ненужных ошибок — всего этого можно избежать, если приводить человека в храм максимально рано. Лучше всего, во младенчестве.
А.Ананьев:
— И тогда можно избежать ошибок? — спрашиваю я с сомнением.
О.Илья:
— Вне всякого сомнения. Можно избежать тех ошибок, которые человек сначала совершает, потом понимает, что это, действительно, ошибки, и их нужно исправить, и только после этого начать всё сначала, и делать первые шаги к храму.
Такая история... вот... с тяжёлым путём в храм — это история многих людей.
А.Ананьев:
— Но Христу равно ценны и любимы те и другие. А, стало быть, какая разница?
О.Илья:
— Разница в том, что, к сожалению, этот путь можно ведь и не найти самостоятельно.
А.Ананьев:
— Я говорил с одним священником однажды, и он сказал вещь, которая заставила меня задуматься.
Он говорит: «Вы понимаете, не человек приходит приходит в храм — Господь его приводит». Трудно себе представить, что человек жил, жил, а потом вдруг понял, что надо — в храм. Меня Господь привёл, когда мне было 40 лет. Очень многих — тоже, вот, Господь привёл... вот, дорога так, вот, получилась... да? И, по-моему, вот этот путь, когда ты от... прекрасно разобравшись во всех неоновых грехах современной жизни, во всех искушениях, конечно же, насовершав целую кипу ошибок, осознал это, и, с огромным покаянием, открыл дверь храма и пришёл на первую исповедь — вот, это бесценно!
О.Илья:
— Понимаете, дело всё в том, что, вне всякого сомнения, каждого человека приводит Господь в храм — тогда, когда это, наверное, наиболее для человека удобно и легко — это вхождение. Но здесь нельзя только лишь полагаться на волю Божию. Потому, что спасение человека — это не только воля Божия. Воля Божия — она абсолютно всеблагая и желает спасения всем грешникам, вхождение в Царствие Божие открыто для всех. Но: для этого есть определённое условие, и это условие — это соработничество человека в деле спасения. То есть, спасение человека — оно совершается не только Божиим Промыслом, но и трудами самого человека. И, вот, эту составляющую мы ни в коем случае не должны забывать — на человеке лежит огромная ответственность. Огромная ответственность за свои поступки, за то, каким образом он использует данную Богом ему жизнь. И, вот, здесь-то, у тех, кто занимается воспитанием младших поколений — это и родители, и педагоги... да и, вообще, человечество — оно иерархично, есть старшие и есть младшие всегда, и у старших поколений есть своя ответственность воспитания перед младшими поколениями.
Поэтому, те, кому Бог вверил и дал возможность воспитывать, взращивать молодые поколения — на них лежит тоже огромная ответственность: а что они сделали для того, чтобы послужить спасению души вверенных их воспитательскому попечению людей... молодых людей и детей?
А.Ананьев:
— Задам провокационный вопрос. Вы вправе на него не отвечать, сказать: «Александр, это слишком провокационно для меня... давайте, следующий...»
Будь Ваша воля... такого... федерального уровня... Вы бы ввели в начальных классах Закон Божий?
О.Илья:
— Ну... во-первых, уже сейчас есть в общеобразовательной школе, в начальных классах, модуль «Основы православной культуры», и каждый человек, живущий, и учащийся в российских школах, имеет право его выбрать и приводить туда ребёнка.
А.Ананьев:
— Серьёзно? Он — есть?
О.Илья:
— Конечно.
А.Ананьев:
— Слушайте, я безнадёжно отстал от жизни... То есть, ещё раз — сегодня в Российских школах детки 1-2-3 классов могут изучать Священное Писание?
О.Илья:
— Да, в 4 классе есть специальный модуль, который можно выбрать для образования своего ребёнка. Там есть ещё и другие модули, связанные с исламом, с буддизмом... есть модуль, который просто связан со светской этикой, то есть, внеконфессиональный... и «Основы православной культуры» — да, они вполне в доступе в современной Российской школе, и по этому предмету, если я не ошибаюсь, даже какая-то оценка, наверное, выставляется...
А.Ананьев:
— Ну, оценка нам всем выставляется не в школе, и не преподавателем...
О.Илья:
— Ну... я — в том смысле, что есть какой-то уровень такой... и ответственности даже за этот предмет.
А.Ананьев:
— Я понял... я понял...
Хотя... у меня, вот, нет ответа на этот вопрос. Для меня сейчас, едва ли найдётся в русской культуре что-то более ценное, чем русская литература. Так, вот, русскую литературу мне преподавали так, что до... там... 35-40 лет я испытывал... скажем так... обтекаемо и мягко... нежелание открывать Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя... мне не хотелось. И только потом — отчасти, благодаря работе, отчасти, благодаря жене, которая работает преподавателем литературы — я начал испытывать желание открыть и... не перечитать (!) Достоевского, а, простите меня — впервые прочитать, и получить удовольствие увидеть это правильными глазами.
О.Илья:
— Да, перекормлены бываем «Грозой»... читаем «Луч света в тёмном царстве» так долго, что потом кажется, что — всё, больше никакого луча в русской литературе мы увидеть не сможем!
А.Ананьев:
— Господи, ну что ребёнок может понять в Достоевском? Что он может понять во всех этих произведениях? Это ж надо прожить жизнь, чтобы хоть что-то почувствовать... и это только русская литература, которая в XIX веке писалась для, в сущности, развлечения, да? Чтобы развлечь образованную публику.
А здесь... так, на секундочку... Священное Писание. Здесь — слова Христа. И здесь, простите, учительница. И здесь, простите... преподаватель, школа и оценка? Как такое, вообще, возможно?
О.Илья:
— Знаете... Вы задеваете, на самом деле, очень болезненный вопрос. Потому, что, действительно, как соблюсти этот баланс? С одной стороны, нужно донести до ребёнка... ну, так скажем — определённую информацию, познакомить его со Священным Писанием, вообще, с православной верой. Но современная школа — она не ставит себе такой задачи, там нельзя говорить о том, что «учат православной вере». Этот предмет — считается, что он носит культурологический характер. То есть, разговор — о некоей культуре православной.
И, с другой стороны, если мы какие-то хорошие вещи начинаем заставлять детей делать из-под палки — сразу же, эти вещи вызывают отторжение. И не получилось бы так, что дети, однажды посидев на уроках православной культуры — среднего, или чуть ниже среднего качества — они навсегда вынесли для себя решение, что это что-то такое... скушное...
А.Ананьев:
— Чуть хуже химии...
О.Илья:
— Ну, чуть лучше химии — потому, что на химии слишком много формул, а там формул — поменьше...
А.Ананьев:
— И учить задают меньше...
О.Илья:
— ... и учить задают меньше, и учебник с более красивыми картинками.
А.Ананьев:
— Ну, вот, теперь, давайте, расширим границы и выйдем за стены школы. А в остальной жизни — разве, не так же?
О.Илья:
— Так же, так же... но дело, вот, в чём: дело всё в том, что привить человеку истины православной веры невозможно схоластическим путём — то есть, усадив человека за стол, и внушая ему некие императивы: «Ты должен... ты обязан... туда нельзя... можно только туда...» — вот, когда мы начинаем просто вбивать в голову императивы — да, действительно, возникает некое сопротивление. Тем более, что на другом фронте — на противоположной стороне баррикад — ребёнку говорят: «Везде свобода... вседозволенность... ты — личность, и ты должен сам себя возвышать, реализовывать, показывать всем, что ты не такой...» — ну, и так далее, и так далее.
Если мы будем только лишь вбивать и говорить: «Тут нельзя... там нельзя... ты здесь обязан...» — конечно, православие покажется просто каким-то средневековым кошмаром.
Возможно только лишь донести до молодых поколений, что православие — это жизнь, и это единственно возможная правильная жизнь, исполненная света, любви и тепла, только если мы сами живём именно по православию.
А.Ананьев:
— Вот-вот-вот-вот... я, как раз, хотел спросить: а мы взрослым это можем теоретически объяснить? Или у нас тоже нет шансов?
О.Илья:
— Объяснить — опять же, наверное, только... своими собственными поступками!
А.Ананьев:
— Помните старую шутку? «Объяснить-то я, конечно, и сам могу... мне бы — понять...»
А.Ананьев:
— «Вопросы неофита» на светлом радио.
Настоятель храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях, протоиерей Илья Кочуров, сегодня отвечает на вопросы неофита.
Я — Александр Ананьев.
Говорим о том, как детей... вот, я, наверное, так разделю наш разговор. Ещё один 15-минутный блок мы поговорим о детках, совсем маленьких, а следующие полчаса — это, наверное, будет ещё более важный разговор — мы поговорим о молодёжи. Потому, что с молодёжью, вообще, всё непросто.
О.Илья:
— И ещё всё намного сложней.
А.Ананьев:
— Гораздо сложней. Сейчас, всё-таки, о детях.
Я не раз слышал, что священники — причём, опытные, такие, пастыри, протоиереи уважаемые, они открыто говорят: «Вы знаете, я не хотел бы, чтобы мой ребёнок учился, вот, именно в православной школе. Вот, эта, вот... идиллическая аквариумная обстановка — она никак не готовит его к взрослой жизни. Он должен расти, понимая, какой мир его окружает, какие люди его окружают, какие слова звучат и какие поступки совершаются, и, при этом, оставаться христианином. Причём, за то, что он в школе — отвечают учителя, директор, одноклассники, в конечном итоге, закон. А за то, что дома у него в сердце и в душе — несу ответственность я... вторым, после Бога».
О.Илья:
— Ну... я бы не только о православных гимназиях, я бы о любой школе сказал, что, в первую очередь, родители должны исследовать внутреннюю атмосферу школы. Потому, что в православных школах есть свои проблемы... и свои духовные проблемы.
Я бы не назвал обстановку в православной школе неким «аквариумом», или не назвал бы её идиллической. Потому, что все люди — люди. Поэтому, и в православных школах хватает тоже своих сложностей.
В первую очередь, нужно определять, какая обстановка именно в конкретном учебном заведении. Бросать ребёнка... вот... как, знаете, когда учат плавать... просто вывозят на глубину и сбрасывают за борт лодки, а там дальше — выплывай сам, как хочешь... вот, таким же точно образом бросить в какую-нибудь страшную, кошмарную школу со словами: «Пускай он там познает мир со всеми его ужасами, и с драками, и нецензурной бранью, с наркотиками уже в средней школе...» — конечно, так тоже нельзя делать.
Ребёнок — он ещё слаб, он еле стоит на ногах, он легко поддаётся любым искушениям, и, поэтому, нельзя давать ему самому бороться со всеми трудностями. Эти трудности нужно помогать преодолевать ребёнку — в разном возрасте, по-разному, но обязательно должна быть рядом наготове рука помощи родителей. И, в этом смысле, очень важно, что происходит в семье.
То есть, если семья живёт православными устоями, и ребёнок прекрасно знает, — уже из семьи знает — что, допустим, нецензурная брань — это грех, что это — оскорбление данного Богом тебе дара — дара речи. В таком случае, ребёнок и в школе — хотя, может быть, рядом и будут позволять себе такое делать — он себе не позволит. Причём, уверяю Вас... Вы думаете, что в православной гимназии нет таких детей, которые позволили бы себе такой порок?
А.Ананьев:
— Я в это верил...
О.Илья:
— Вынужден Вас разочаровать — и в православных гимназиях есть такие дети, и в обычных школах. Просто... так скажем... концентрация людей, способных к каким-то очень нехорошим поступкам, в обычной школе — она выше, чем в православной гимназии. В православной гимназии, всё-таки... так скажем... идёт селекция, выбраковка тех, кто — паршивая овца, которая всё стадо может испортить. Всё-таки, там стараются удалить, если невозможно исправить. В обычной школе — стандартной светской школе — там нельзя проводить никакой выбраковки. Все, кто пришли — их обязаны учить. И, в этом случае, ребёнок оказывается в такой... достаточно агрессивной для себя среде.
Но... из этой агрессивной среды он может выйти в двояком состоянии. С одной стороны, он может выйти, как боец, который привык сражаться за своё собственное мнение. Но: он должен быть готов позиционировать себя, как православный. Он должен быть готов к тому, что все его товарищи, допустим... такие... все из себя «крутые» — они себе могут позволить и в туалете покурить, и с учителем препираться. А как он проявит свою «крутизну»? Тем, что он честно и добросовестно исполняет все уроки? Или — тем, что он никогда не перечит учителю? Или — тем, что он сигарет в школу не носит? Вот... здесь он должен тогда себя позиционировать, что: «Это — моя позиция. Я — православный человек. Я имею определённые устои в жизни, и я их не нарушу». И, между прочим, это тоже работает — это вызывает уважение.
А.Ананьев:
— Вы говорите, как человек, который с этим столкнулся на практике, и прошёл через это.
О.Илья:
— Ну, естественно — я же был православным ребёнком, а учился в обычной советской школе, в которой... в букваре был нарисован Ленин, и рассказывали о том, какие попы бесстыжие, и их нужно было всех, вместе с «кулаками», уничтожить.
А.Ананьев:
— Вопрос общий, от которого мы пойдём к частностям.
Отец Илья, если бы я попросил Вас дать определение того, что такое воспитание ребёнка, как бы Вы определили — что такое воспитание ребёнка?
О.Илья:
— Вот, смотрите... Есть в каждом слове какая-то его этимологическая подоплёка, оно что-то в себе несёт. И, вот, если мы будем рассматривать слово «воспитание», то там есть слово «питать». Вот...
А.Ананьев:
— Выкормить?
О.Илья:
— Вскормить. Конечно.
Все почему-то думают, что ребёнка надо питать только физической пищей. И это понятно — если его не кормить, он просто будет себя очень плохо чувствовать, и, не дай Бог, вообще... не сможет дальше уже существовать. Но, ведь, такое же точно питание требуется и для души. Если каждый день мы даём пищу для того, чтобы тело напиталось, то почему мы не должны дать пищу для того, чтобы напиталась душа? А что является пищей для души? Это — Священное Писание, это молитва, это Богослужение в храме, это, вообще, преподание ребёнку правильных мировоззренческих принципов жизни. То есть, воспитание — это формирование мировоззрения. А мировоззрение — это важнейшая часть. Она намного важнее, чем образование и всё прочее. Хотя, образование тоже влияет на мировоззрение. Но мировоззрение — это самая важная составляющая духовной жизни человека. Как он будет смотреть на мир, на себя, на окружающих — такова будет его жизнь.
И, вот, родители, воспитывая ребёнка, учителя, воспитывая своих учеников, они должны сформировать мировоззрение, в котором будет в центре — Бог, всеблагой и всемогущий, но и праведный Судия, при этом, и что вокруг Бога строится уже всё остальное — мир, нравственность, возвышение человека от бездн своих греховных падений к высоте и к чистоте души.
Вот, таким, вот, образом строится воспитание, и единственное возможное — это выстраивание правильного, христиански выверенного, мировоззрения.
А.Ананьев:
— Ну, вот, фактически, Вы ответили на мой следующий вопрос. Я-то думал сейчас... так... загнать Вас в логическую ловушку, а потом сказать: «Ха! Так, ведь, воспитывать ребёнка бесполезно!» Потому, что единственный способ воспитать ребёнка правильно — это свой собственный пример. Это ты сам.
О.Илья:
— Да, это верно.
А.Ананьев:
— Потому, что, если папа перед ужином встаёт на молитву, если он заводит машину, и, прежде, чем тронуться, молится... ребёнку не надо ничего объяснять.
О.Илья:
— Совершенно верно.
А.Ананьев:
— Вернее, как: он может задать вопрос, и ему надо объяснить, но... его не надо ничему учить. Он видит, что единственно правильный способ жить — это, вот, такой. Как отец. И, хочет он, не хочет он, но, вот, так устроено: дети будут повторять всё то же самое, что делают родители. Не потому, что их заставили, а потому, что мир так устроен. Если папа будет валяться в тапках перед телевизором — и ребёнок будет валяться в тапках перед телевизором.
О.Илья:
— Да, именно так и происходит.
Иногда, допустим... вот, видишь — родители приводят детей в храм на причащение. Это прекрасно. Причащают своих маленьких детей, младенчиков... младенчики подрастают, и уже начинают осмысленно сами причащаться... а родители сами — не причащаются. Но ведь, в какой-то момент, у детей возникнет вот этот диссонанс — они будут не понимать: а почему так?
Другое дело, когда семья приходит вся на причащение. Происходит их евхаристическое общение. Вот, эта прекрасная обстановка, когда, ещё дома, они готовятся через молитву, через подготовку к исповеди, через чтение правила ко святому причащению — они постепенно, постепенно, как бы, из дома уже переходят в храм, и, вот, чувствуется, что семья — это, действительно, единая церковь. Малая церковь, но она — единая, и она является частью большой Церкви.
И во всём остальном — конечно, невозможно ребёнку объяснить того, чего сами родители не исполняют.
Но, всё-таки, объяснять нужно. Ведь, есть в Священном Писании такие слова, пророк Давид говорит: «Приидите, чада, послушайте мене — страху Господню научу вас». То есть, какое-то словесное, вербальное научение, внушение каких-то истин — оно, всё равно, должно быть. И, в этом смысле, конечно, православные гимназии — они, всё-таки, дают достаточно хорошее преимущество, в сравнении со всеми остальными школами. Потому, что в православных гимназиях, всё-таки, вот, этому страху Господню — ему научают. Объясняют смысл Священного Писания, знакомят со Священной историей, с житиями святых, историей Церкви, дают азы знания церковно-славянского языка — это, на самом деле, всё очень важные моменты.
А.Ананьев:
— Наверное, последний вопрос в этом блоке нашего разговора.
Почему ребёнку важно — и важно ли?... хотя, я знаю, что важно — принимать участие в Литургии? Ребёнок же ничего не понимает. Какой смысл — принимать участие в том, чего ты не способен понять?
О.Илья:
— Принимать участие в Литургии — жизненно необходимо не только ребёнку, но и взрослому. И не всегда и взрослые понимают все смыслы святой Евхаристии, но, тем не менее, это не значит, что они должны быть от неё ограждены.
Скажу больше — мы все, всё человечество, все православные люди — мы не знаем всей глубины этого Таинства, потому оно и Таинство. И мы только лишь богословски пытаемся объяснить и приблизиться к пониманию, но само понимание всей глубины домостроительства Божия о спасении человека — оно будет раскрыто нам только в Вечности. Сейчас мы находимся только лишь на уровне своего... вот... ограниченного физическим нашим мозгом, умом... вот, на этом... ограничено всё наше понимание.
Ребёнок понимает ещё меньше, чем взрослый — конечно, безусловно. Но, ведь, Таинство — оно необходимо человеку не для того, чтобы он каким-то образом... скажем... богословски всё осознал и насытился. Нет. Таинство — оно необходимо человеку потому, что, в этот момент, человека касается благодать Божия.
Невидимая сторона любого Таинства — это, именно, присутствие Божественной благодати. Видимая сторона — она проявляется в каких-то, вот... таких... вещественных знаках.
Крещение — это троекратное погружение в воду с произнесением формулы крещальной. Причащение — это... вот... когда мы на Евхаристию приносим Дары — хлеб, вино и совершается их освящение во время Божественной Литургии. Невидимая же сторона — это благодать Святого Духа. И, вот, ради неё-то, ради прикосновения, вот, этой величайшей святыне, мы и приступаем к Таинству. И для младенца, в равной степени, как и для взрослого — это необходимо.
А.Ананьев:
— Я, задавая этот вопрос, грешным делом, думал: «Ну, я-то всё понимаю, а они-то ничего не понимают. Они-то — зачем? А я-то — вот!» — а, ведь, действительно, мы все ничего не понимаем. Просто, они не понимают чуть больше, чем я, а я — не понимаю, чуть меньше, чем они.
Хотя... кто знает? Может быть, младенец-то, как раз, глядя на икону Спасителя, понимает гораздо больше, чем я. Или — чувствует.
О.Илья:
— Совершенно верно.
Господь устанавливает Таинство, когда мы можем приобщиться святых Тела и Крови Христовой. И это приобщение Телу и Крови Христовой — оно необходимо человеку для вечной жизни, для спасения. И младенец, безусловно, придя в мир грешный и ограниченный несколькими, там, каким-то годами жизни — кто больше, кто меньше — он тоже Святой Церковью призывается к тому, чтобы приобщиться святым Телу и Крови Христовым для того, чтобы войти в Вечность.
А.Ананьев:
— Сейчас мы прервёмся на минуту — у нас полезная информация. Через минуту — вернёмся к разговору с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях протоиереем Ильёй Кочуровым.
А.Ананьев:
— «Вопросы неофита» на радио ВЕРА.
Я — Александр Ананьев. Говорим сегодня о детях — больших и малых — с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях протоиереем Ильёй Кочуровым.
И, от разговора о маленьких детях, я предлагаю перейти к разговору о больших детях. Кстати, как Вы считаете, отец Илья, в каком возрасте дети становятся взрослыми, — подчеркну — согласно современной психологии?
О.Илья:
— Ну... психология современная — она достаточно широко трактует...
А.Ананьев:
— Сейчас она довольно однозначно трактует... вот, я разные источники почитал... все утверждают, что порог инфантилизма — то есть, когда ребёнок превращается во взрослого... страшно сказать — 27 лет.
О.Илья:
— Да Вы — что?
А.Ананьев:
— Двадцать. Семь. Лет.
О.Илья:
— Я почему-то думал, что 24...
А.Ананьев:
— Это — устаревшая информация! Ещё в XIX веке считалось, что — 16 лет порог инфантилизма. В 16 с половиной мальчик — уже давно мужик. Сейчас, в 27, мальчик — по-прежнему, мальчик. Живёт у родителей, играет в танки, и... в общем... особо не думает о том, что будет завтра.
О.Илья:
— Знаете, когда обсуждался вопрос о том, кого считать молодёжью на приходе, вот, этот порог, без конца, поднимался всё выше, и выше, и выше... сейчас уже давно ушёл за 30 лет... боюсь даже представить, что будет дальше! Вскоре, наверное, у нас в храме будет только молодёжь!
А.Ананьев:
— Молодёжь и бабушки — вот, так, вот... разделение...
О.Илья:
— Ну... я...
А.Ананьев:
— И некоторые бабушки будут твердить, что они, по-прежнему, молодёжь.
О.Илья:
— Такие есть, конечно.
А.Ананьев:
— Такие есть...
Когда мы говорим о маленьких детях с ещё не сформированным мировоззрением, как Вы очень точно дали определение воспитанию — это одно. Но когда к нам приходят... или, скорее, не приходят... молодые парни и девчёнки с уже сформированным, назовём его мягко — альтернативным мировоззрением... а что мы можем здесь сделать? И, самое главное, должны ли мы здесь что-нибудь делать? В конечном итоге, у нас же такой задачи, как бы, нету?
Я ехал на нашу беседу сегодня, и думал: «Вот, о чём говорить с отцом Ильёй?»
Православная Церковь, христианство — это же не сетевой маркетинг, это же не пирамида финансовая, где, чем больше ты привлечёшь, тем выше ты поднимешься... ничего подобного! Твоя работа проходит внутри твоего сердца — всё. Твоё спасение — есть твоя задача. Если кто-нибудь — на улице, в доме, в школе — обратится к тебе, и скажет: «Александр, а Вы не могли бы мне помочь? Я ищу Бога. Вот, мне нужно...» — вот, тогда — да. А ходить по людям — молодым девчёнкам, парням — и говорить: «Так... друзья, я расскажу вам о Боге!» — ну, это ж... зачем?
Есть ли у христианина, вообще, задача привести кого-нибудь ещё в храм?
О.Илья:
— Мы здесь можем говорить о том, что, в целом, у Церкви есть такая, вот, миссия. Это — сеять Слово Божие. И, вот, эти посевы — как в притче о сеятеле — они могут всходы где-то дать, а где-то не дать. Но: апостол Павел же говорит: «Не все делайтесь учителями...» — потому, что учительство в Церкви — это не всеобщее свойство, а оно даётся, как некое благословение, только лишь определённому кругу людей.
Ну, в первую очередь, разумеется, в Таинстве рукоположения, это даётся духовенству, но и есть те люди, которым в конкретном приходе, в конкретном монастыре от настоятеля даётся благословение участвовать в миссии — то есть, в распространении слова Божия.
Все же остальные христиане — безусловно, они не занимаются тем, что миссионерствуют везде и всюду, распространяя... скажем... тексты Священного Писания, листовки, или что-то подобное. Но, при всём при этом, их миссия — не становится закрытой. Каждый христианин — он своим собственным примером жизни может послужить для другого человека, вот, таким, вот, миссионером.
То есть, если мы своей жизнью смогли убедить другого человека, что христианин — это хорошо, если другой человек проникся симпатией к тому, как мы живём, и тоже захотел, хотя бы, заинтересовался, а что же это такое — православие, это уже миссия, это уже — сделано очень много.
Поэтому, без миссии, без благовестия, наверное, не живёт ни один православный человек. Только, одним это благословляется делать и словом, и делом, другие же — просто, это делают... делом.
А.Ананьев:
— Мне казалось, что... ну, особенно, вот... по, такому, раннему бурному неофитству... что сейчас моя задача — просто вопить направо и налево о том, что: «Храм! Священник! Бог!!! Колокола!! Праздники!!...»
А потом я встретил в своей жизни... я думаю, что Вы знаете этого человека, называть его не буду, ни к чему это... но это — один из известнейших российских бизнесменов, предпринимателей, очень основательный, очень успешный, очень состоявшийся. Он присутствует в социальных сетях... называть их тоже не буду... и ни в одной публикации, ни одним словом, никогда не говорит о Боге. При этом, более верующего... не люблю слова «воцерковлённого», но это, как раз, тот случай... более в Церкви человека, я не встречал.
И я посмотрел на него, послушал его, и подумал, что, наверное, вот, так надо поступать.
О.Илья:
— Вне всякого сомнения, человек, который ведёт достойную жизнь — жизнь по заповедям Божиим — при этом, не совершая какой-то словесной миссии, он, зачастую, может гораздо больше людей привести в Церковь — только лишь потому, что те люди, глядя на него, будут проникаться уважением к жизни христианской.
Но... при всё при этом, мы должны ещё понимать, что бывает, ведь, и антимиссия. То есть, тогда, когда наша жизнь... когда мы себя позиционируем православными, а наша жизнь так отвратительно выглядит, что другие люди только лишь с усмешкой и с издёвкой говорят: «Да, знаем мы этих православных... вон, есть у нас, там, один — и что?»
А.Ананьев:
— И, вот, в контексте того, о чём мы говорим — как можно, и можно ли, вообще, привести в Церковь молодёжь? По сути, это и есть тема программы сегодняшняя заявленная! Как можно, и можно ли, вообще? И — нужно ли?
О.Илья:
— Ну... во-первых, если говорить о том, что «нужно ли» — нужно. Нужно — почему? Потому, что Церковь Христова несёт самое главное, что необходимо любому человеку — это слово о спасении. Через Церковь Господь открывает Свои врата милосердия, когда Он даёт возможность в Таинстве Крещения — родиться в жизнь новую, в Таинстве Причащения — приобщиться святых Тела и Крови Христовых, когда через молитву, через исполнение заповедей Божиих, через борьбу со страстями и грехом человек возрастает духовно. Поэтому, нужно ли приводить молодёжь в Церковь? Нужно. Потому, что именно там находится спасение.
А.Ананьев:
— А, вот, теперь главный вопрос — как?
О.Илья:
— А, вот, вопрос «как» — это вопрос с очень большим знаком вопроса.
Потому, что современный секулярный мир — он делает всё, чтобы молодому человеку было крайне сложно войти в храм.
И... допустим, у современной миссии — у современного православного миссионера — далеко не такие могущественные орудия в проповеди, какие есть у антимиссии.
У антимиссии есть — что? Есть и эффектные мультимедийные средства, и огромное количество мусорной информации, которая настолько забивает мозг молодому человеку, что он просто даже становится не способен слышать о каких-то важных для него вещах.
А у православного миссионера — какие средства? Да, практически, те же самые, что были во все времена — это просто Слово Божие, Священное Писание. И указание на самые важные истины.
А.Ананьев:
— По поводу современного языка. Вспомнил недавний разговор с коллегой, с моим руководителем, начальником, продюсером, который, посмотрев очередной подкаст, который я сделал — в современном стиле, с плавающими... там... всплывающими логотипами... звуками... там... очень беседа, такая... насыщенная... а на мне ещё был какой-то худи с капюшоном... такой, вот, знаете... я подумал, что так — правильно. И он посмотрел, и говорит: «Ты знаешь, сделано хорошо, но... — и, вот, дальше он сказал вещь, которая для меня оказалась очень важной, и над которой я до сих пор думаю, — ... мне кажется, православие, христианство — не должно быть внешне привлекательным. Оно должно быть лишено внешней привлекательности, иначе, мы превращаем это в ту самую неоновую рекламу, и пытаемся играть на поле... ну, грубо говоря... казино Лас-Вегаса...» — да?
О.Илья:
— Да, совершенно верно. Совершенно верно. Мы не должны уподобляться всей вот этой вот современной мишуре. И это, на мой взгляд, бывает очень неестественно и неправильно, когда те, кто пытаются проповедовать Слово Божие, очень сильно начинают подражать всем тем средствам, которые используют современные медиа-масс... Ведь, когда звучит слово Истины — оно звучит не для ушей, оно звучит для сердца. И, вот, эта, вот, внешняя мишура — она только мешает его воспринять.
Молодые люди сейчас, благодаря огромному количеству информации, которое в них вливается — и через соцсети, и через смартфоны... те, кто учится в учебных заведениях — у них огромное количество мероприятий... Вот, как-то, мы обсуждали с одним сотрудником ВУЗа то, какое было бы можно сделать мероприятие для студентов, там, конкретной группы. Мы долго перебирали, и пришли к выводу, что — а невозможно предложить ничего! Потому, что студенты настолько сейчас завалены информацией, что очередная подача им ещё одного текста... да, они его просто не заметят! Он мимо ушей пролетит.
Так, в чём же, наверное, сила сегодняшнего воздействия на молодёжь слова церковного? А сила его в том, что Церковь... просто, она говорит правду. Она несёт то, что несла все века — Слово Божие, которое не стареет и не ветшает. Вот, только в этом сила. И его нужно доносить — это обязательно. Молодые люди обязательно должны его услышать. Они должны обязательно понять, что Церковь — это не то, что в престарелом возрасте сходить и поставить свечку. А Церковь — это то, чем нужно жить.
А.Ананьев:
— Ну, это — мы с Вами, отец Илья, знаем, что это — правда. А для молодёжи... я сам был таким! И я очень хорошо помню это. Для молодёжи это — одна из 386 правд возможных, которые... можешь выбрать эту... можешь выбрать эту... суть от этого не меняется — они все какие-то не очень правды, это всего лишь взгляд...
О.Илья:
— Отчасти правды...
А.Ананьев:
— Отчасти правды, да.
А.Ананьев:
— «Вопросы неофита» на светлом радио.
Настоятель храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях протоиерей Илья Кочуров сегодня отвечает на вопросы неофита.
Говорим о молодёжи — как привести её в храм... потому, что... вот, из нашего разговора, мы уже как-то выяснили, что делать это надо, есть такая задача, но как — это большой вопрос.
И, вот, тут в голову приходит, знаете, какое сравнение? Церкви с государством. Вот, есть у государства задача привести, допустим, молодёжь к здоровому образу жизни и к спорту. И — что делает государство? Благодаря федеральному проекту «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» строятся, в буквальном смысле, современные, привлекательные, мощные, прекрасные спортивные объекты и спортивные площадки — и они становятся доступными, функциональными, разнообразными, и это — работает. Я знаю, что сейчас, среди молодёжи, очень много тех, кто, вот... прям, вот... в спорт — с удовольствием, с радостью.
И тут сразу в голову приходит вопрос — а Церковь так не может?
Ну, скажем, спортивные кружки... «кружки» — дурацкое слово... не нравится мне... простите за... ну, слово «дурацкое»... я опять сказал это слово в эфире радио ВЕРА... в общем, простите. Ну, вот, «кружки» — плохо, да?
О.Илья:
— Ну, мы привыкли к этому слову... ещё с детства...
А.Ананьев:
— Ну, да, да...
Вот, давайте, возьмём замечательный храм, который у меня по соседству с домом — храм святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях. У вас там есть... ну... элементарная, там, спортивная площадка и клуб единоборств, который вёл бы кто-нибудь из иереев?
О.Илья:
— Ну... вообще... честно говоря, спорт и христианство — это... такие... явления, которые... ну, нельзя их смешивать воедино. Использовать просто спортивную секцию для привлечения людей ближе к храму, как вариант — да.
А.Ананьев:
— Видите, я уже, практически, родил идею, старт-ап... простите мне опять это слово. Такой, закрытый клуб для избранных — русских единоборств. Таких... настоящих, богатырских. Ну, я не говорю, там, с палицами, копьями и с колами — но, вот, русских единоборств. На мощнейшей духовной основе, где парням преподаётся не только как ударить, но и когда ударить, и когда не ударить. А если ударил, то — что? А если ударил, то — как?
Один из священников, разговаривая со мной, относительно того, что делать, если тебя на улице ударили по правой щеке... он усмехнулся, и говорит: «Вломить. Но с любовью». Понимаете?
Вот, этому нас не учат! А было бы здорово?
О.Илья:
— Не соглашусь с Вами. Достаточно у нас много есть таких православных сообществ, которые занимаются и единоборствами, и спортивными разными секциями и состязаниями — это, на самом-то деле, всё есть. Казачество — имеет огромные традиции, с одной стороны, не терять духовности, приобретая физические навыки борьбы и защиты. Ведь, это же огромная разница. Одно дело, когда ты представляешь из себя просто некую могучую, такую, гору, которая может, как Вы выразились, «вломить» кому угодно...
А.Ананьев:
— С любовью, подчеркну...
О.Илья:
— Ну, конечно, вне всякого сомнения... без любви-то такое не делается! А другое дело — уметь сдерживать в себе все эти ужасные порывы гнева, злобы...
Я, вот, тоже помню одного священника, который говорил, что одно дело — уметь проявить смирение тогда, когда ты не умеешь ответить, а другое дело — проявить смирение, когда ты умеешь и можешь ответить — а, всё-таки, проявить сдержанность и смирение. Это — большая разница.
Да, спорт, конечно... спорт — это один из способов привлечь молодёжь, но, давайте говорить честно — это, всё-таки, скорее, способ, а не самоцель. Всё-таки, Церковь — она проповедует совсем другое. И здесь... бывают такие случаи, я тоже знаю, когда создаются какие-то, вот, вроде бы, интересные для молодёжи... ну, всё-таки, не будем уходить от этого слова... кружки и секции — пусть, спортивные, музыкальные, ещё что-то... где-то, даже бывает на церковной площадке. Молодёжь приходит в тот самый кружок и в секцию, а в храм даже и не заглядывает. Это же тоже упущение.
Нужно, чтобы, всё-таки, в центре-то была проповедь Слова Божьего. Это — самое главное, это — самоцель. А остальное уже — как прилагающееся.
А.Ананьев:
— Ну, во-первых, вот, во время тренировки можно... так сказать... подносить это Слово Божие. А, во-вторых, видите ли, тренер — это человек, который... ну... определённо, пользуется авторитетом у тех, кто с ним занимается... иначе, не имеет смысла заниматься, если тренер — не авторитет. А если твой тренер ещё и священник, здесь неизбежно — просто, неизбежно — ты захочешь пойти за ним не только в тренировочный зал, но и в храм.
О.Илья:
— Да. Но здесь должен быть тогда тренер, именно, лидером. Но лидером с православным мировоззрением. Пусть, это будет даже и не священник — не обязательно, что это священник. Да, и, собственно говоря... да, есть некоторые батюшки, у которых имеется свой собственный опыт, ещё до священнослужения, когда... там... они были и спортсменами, либо имели опыт военной службы, но таких... всё-таки, священник — это, в первую очередь, служитель у Алтаря Божьего. Его основная задача — это совершение Богослужения, это — учительство, это — духовное окормление... вот... а, конечно уже, физические тренировки — это, скорее, факультативно.
Но, тем не менее — да, безусловно, должен быть определённый лидер — лидер, которому молодые люди доверяют, и этот лидер не должен их подвести. То есть, взявшись раз за свой труд, он уже не должен бросить тех, кто ему поверил, тех, кто к нему пришёл.
Ну... это не обязательно бывает спорт. Бывают, допустим, такие, вот, лидеры, которые, например, ведут молодёжь в походы, ведут в горы, куда-то в леса...
А.Ананьев:
— Протоиерей Фёдор Бородин — очень любит своих детишек в походы водить...
О.Илья:
— Совершенно верно! У нас, при храме, тоже есть такой опыт, когда мы летом устраиваем выездные лагеря для детей и молодёжи. Они могут выезжать и вместе с родителями. Это — прекрасный способ общения! Потому, что, когда мы находимся вместе, вот, в одном... таком... в одном походе, или в одном лагере стоим... у нас всё распределяется по... определённая схема режима дня. А этот режим дня обязательно будет включать и молитву, и чтение Священного Писания. Всегда стараемся, по возможности, находить такие места для остановки, где есть рядом либо храм, либо монастырь. Лучше даже — какая-то известная общероссийская святыня. И туда делаем поход, туда приходим, изучаем историю этого места — это, конечно, безусловно, обогащает.
Но, опять же таки — нельзя сказать, что это... такая, вот... абсолютная норма для всех, что все должны поступать именно так. Потому, что все люди — уникальны, и каждый православный человек, который занимается миссией среди молодёжи и может стать лидером, у него есть какие-то свои собственные способности. Это могут быть и музыкальные, и театральные способности, литературные... и, вот, если где-то, вот, найдёт, вот, эту, вот, жилку, где можно зажечь сердца молодых людей, то это — прекрасно.
А.Ананьев:
— Вот, этот ваш опыт с походами, который вы практикуете — это открытая оферта? То есть, люди со стороны, с улицы — могут прийти? Потому, что, судя по описанию — это всё люди, которых вы хорошо знаете, ваш приход, ваши прихожане и их дети, и, вот, с ними вы и устраиваете, такого рода, активный досуг...
О.Илья:
— Нет, это не совсем открытое мероприятие. Дело всё в том, что на такие мероприятия, всё-таки, мы стараемся не брать людей случайных. Это люди — те, которые, действительно, у нас уже, каким-то образом, прижились... при детском клубе... они себя уже проявили, у них есть определённые желания.
Почему мы не хотим брать людей случайных... и даже, может быть, из тех людей, которые у нас есть, мы, всё-таки, кому-то рекомендуем идти, а кому-то и не очень? Дело всё в том, что... мы проводим время очень близко друг к другу, и, здесь, всё-таки, очень важно, чтобы все люди имели какую-то определённую духовную направленность. Это должны быть люди верующие, православные. А если это люди нецерковные, то, всё-таки, они должны понимать, что они находятся... Ну, в смысле... как — нецерковные? У нас, в общем-то, все церковные, в той или иной степени. Но я имею в виду, что — не особо часто ходящие на Богослужения... допустим, не причащаются, не исповедуются... но они, всё равно, все должны понимать о том, где они находятся.
Если, вдруг, вот, в таком, закрытом, небольшом обществе окажется человек... ну, допустим, какой-нибудь молодой человек, или молодая девушка со слишком вольным мировоззрением, это уже начинает влиять нехорошо — у нас уже начинает работать та самая антимиссия... в небольшом таком... когда, допустим, мы все встаём на молитву, а кто-то один начинает ухмыляться...
А.Ананьев:
— ... устраивает аквадискотеку...
О.Илья:
— Да, даже не устраивает аквадискотеку, но... начинает ухмыляться, и говорит: «А что это такое? А зачем? А я не буду...» — ну, и все остальные дети... там... тоже начинают стесняться, и думать: «А, может быть, нам тоже не надо? Может быть, мы займёмся чем-то более интересным?»
Поэтому... мы не делаем это мероприятие совершенно открытым — всё-таки, у нас там люди все более-менее проверенные.
А.Ананьев:
— Запад Москвы, красивый-красивый храм святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях — у вас там есть и молодёжка, и детский клуб какой-то...
О.Илья:
— Да, совершенно верно.
А.Ананьев:
— Вот, тем, кто нас сейчас слушает... может быть, случайно включили радио «Вера», и узнали, что, вот, сейчас, оказывается, недалеко от их дома есть этот храм... с улицы можно прийти туда?
О.Илья:
— Да, конечно. У нас есть на сайте объявления, все телефоны — то есть, можно позвонить, записаться, можно прийти очно просто в храм, спросить, куда пройти. И, в течение... вот... с сентября по май, мы всегда принимаем к себе всех желающих. И даже удивительно то, что очень часто... и, вот, год за годом... наблюдаю одну и ту же картину: почему-то именно в конце марта — начале апреля повышается активность: люди начинают идти, спрашивать...
А.Ананьев:
— Оттаивают...
О.Илья:
— ... да... «Где здесь Воскресная школа? А нельзя ли записаться?»... Не знаю, почему — так, но, вот, почему-то... да, весенняя активность такая бывает.
А.Ананьев:
— Дети до 27 и старше — добро пожаловать!
О.Илья:
— Совершенно верно!
А.Ананьев:
— А есть, кстати, у вас там возрастные ограничения?
О.Илья:
— В детском клубе... знаете, они, ведь... возрастные ограничения — они сами по себе, жизнью, вводятся. Объясню, почему.
Дело всё в том, что ещё в младшей и средней школе дети ещё как-то, более-менее, имеют возможность заниматься дополнительными какими-то своими активностями. А, вот, ближе к ОГЭ, и дальше уже ЕГЭ — дети настолько бывают загружены своими проблемами, что даже те, которые были до мозга костей наши — есть такие дети, которых мы называем «нашими» детьми, они с первого класса у нас живут, как дома — они всё... они бы рады... но огромная ответственность... дети настолько... вот, действительно, настолько стрессовая ситуация — они не могут выбрать даже одного часа в неделю, чтобы посвятить себе.
А.Ананьев:
— Это ужасно, и это — повод для нового разговора.
А за этот — я благодарю настоятеля храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Филях протоиерея Илью Кочурова. Спасибо Вам, отец Илья, за этот... непростой, но важный разговор!
О.Илья:
— Благодарю Вас!
А.Ананьев:
— С вами был Александр Ананьев.
Вернуться к этому разговору можно на сайте radiovera.ru, а я прощаюсь с вами ровно на неделю — всего доброго! Пока!
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 326 зач., X, 35 - XI, 7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из ключевых тем, к которой раз за разом в своих посланиях обращается апостол Павел, — это тема веры. Что такое вера? Какую роль она играет в деле спасения души? Что необходимо сделать, чтобы её укрепить? И достаточно ли человеку одной веры, чтобы иметь глубокие взаимоотношения с Богом? Ответ на все эти вопросы, можно найти в том отрывке из 10-й и 11-й глав послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел даёт определение веры, которое на многие века стало классическим: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В этом высказывании две части. В первой говорится о том, что благодаря вере те вещи, которые мы ожидаем, становятся словно осязаемыми. Они будто получают бытие в нашей душе. Осуществляются в ней. В некоторой степени мы можем предвосхитить их в своём представлении. Потрогать и рассмотреть их своим умом, а порой и прожить внутри своего сердца. Во второй части высказывания говорится о том, что вера — это уверенность в том, что эти вещи существуют в действительности.
Итак, отсюда видно, что вера — это особое состояние ума. Во-первых, оно позволяет нам признавать существующим то, что мы не можем осязать органами своих чувств. Во-вторых, вера в какой-то степени позволяет нам это неосязаемое ощутить. Вот как об этом пишет блаженный Феодорит Кирский, «вера делается для нас окном, через которое мы видим то, на что надеемся. Она ещё не пришедшее в бытие показывает как бы уже состоявшимся». Святитель Иоанн Златоуст приводит такой пример: воскресения мёртвых ещё не было, но вера делает его действительным в нашей душе. То есть вера в Бога это не просто признание того факта, что Он есть. Это ещё и Его ощущение внутри себя.
И далее апостол Павел даёт совет, как же укрепить в себе веру. Он перечисляет имена праведников — Авель, Енох, Ной. Согласно Священному Писанию, все эти праведники жили до Вселенского потопа. То были особые времена. Жизнь была устроена иначе. Последствия греха ещё не вошли в полную силу. Земля ещё очевидным образом несла на себе печать рая. И люди, многие из которых лично знали Адама или его ближайшее окружение, не сомневались в том, что Бог есть. Все они в этом смысле верили в Него. Вера была для них чем-то естественным. Однако только Авель, Енох и Ной не просто признавали Его бытие, но и жили так, будто Он есть. Они подтверждали свои убеждения делами. Вера сказывалась на их мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому о них говорится, что они ходили перед Богом. То есть жили, словно постоянно ощущали на себе Его взор. Чем интенсивнее они согласовывали с этими убеждениями свою повседневную жизнь, тем ярче образ Бога проступал в их сердце. Их вера крепла.
Вывод прост. Одного согласия с той мыслью, что Бог есть, недостаточно. Так веруют бесы. Они на все сто процентов знают, что Бог существует. Но на их жизни это никак не сказывается. А потому нам необходимы действия согласно нашей вере. Что это за действия? В первую очередь — это непрестанный поиск воли Творца путём исполнения евангельских заповедей. Взаимоотношения с Богом, самим собой и людьми на евангельских принципах, вопреки своей корыстной выгоде, именно это даёт нам ощутить реальность присутствия Бога в нашей жизни. Господь перестаёт быть абстракцией или книжным образом. Он становится живым, осязаемым. Его благодать становится содержанием нашего ума и нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь паллиативным детям в рамках проекта «Не в центре внимания»
Благотворительный фонд «Мои друзья» запустил проект «Не в центре внимания». Его главная задача — поддержать людей, столкнувшихся с неизлечимыми заболеваниями и показать окружающим, что, если человека нельзя вылечить — ему всё равно важно помочь. Дать возможность паллиативным пациентам нормально питаться, спать без боли, принимать вертикальное положение и не только. Благодаря этой помощи у тяжелобольного человека и его родных будут силы жить дальше. Станет меньше страхов, боли, дискомфорта и появится больше поводов для радости.
4-летняя Маша Клюева — одна их тех, кому помогает фонд «Мои друзья». У девочки синдром Лея. Это редкая болезнь, поражающая центральную нервную систему. Сегодня девочка очень слаба — она не говорит, не держится на ногах и не может есть твёрдую пищу. Маша ежедневно нуждается в лечебном питании, подгузниках и других средствах ухода. На это всё у семьи каждый месяц уходит 135 000 рублей.
Фонд «Мои друзья» помог семье Клюевых приобрести для Маши важные дорогостоящие приспособления — это ходунки и кресло для купания, созданные специально для детей с инвалидностью. Теперь девочка может передвигаться по квартире, а ещё чувствовать себя комфортно во время мытья. Недавно родители прислали сотрудникам фонда видео, где счастливая Маша стоит в ходунках. Для неё это новые позитивные ощущения, возможность смотреть на этот мир в другом положении и быть более активной.
Сейчас фонд «Мои друзья» в рамках проекта «Не в центре внимания», ведёт сбор на лечебное питание, медицинские приспособления и расходные материалы для нескольких подопечных. Если вы хотите поддержать тяжелобольных детей, переходите на сайт: моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Под крылом Архангела Михаила». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Разговор шел о проекте «Под крылом Архангела Михаила», объединившем три храма в разных уголках России, которым сейчас требуется поддержка. Мы узнали об удивительной истории этих храмов, посвященных Архистратигу Михаилу, и как их возрождение влияет на те места, где они расположены.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер