Америка и православие для отечественного обывателя – вещи мало знакомые или представляемые. А зря! Подчас на территории США можно встретить удивительные примеры жизни православных в этой стране. Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в религиозной жизни современных США. Об афонской монашеской традиции, которая прижилась двадцать лет назад в американском штате Аризона.
Начиная с 1972 года США и Канаду с пастырскими визитами стал посещать афонский старец Ефрем Филофейский. Первоначально старец помогал духовно только грекам, которые во множестве проживают на Североамериканском континенте. В какой-то момент старец Ефрем решил остаться в Америке и основал там сначала один, а затем еще несколько мужских и женских монастырей. Самым известным из них считается монастырь святого Антония Великого в штате Аризона.
Среди туристов монастырь святого Антония считается не менее популярным, чем Великий каньон. Православные и не православные американцы едут в монастырь старца Ефрема, чтобы своими глазами увидеть, как монахи за двадцать лет превратили пустыню в цветущий оазис. На территории обители сегодня имеется семь храмов, а сам монастырь буквально утопает в зелени.Но красота природы не является главным достоинством этого места. Монастырь старца Ефрема – место, где продолжается строгая монашеская традиция Святой горы Афон. Монахи обители живут так, как жили подвижники древности. Их день четко распределен между тремя местами: храмом, кельей и местом послушания.
День аризонского монаха начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются и начинают совершать молитвенное правило. Они произносят тысячу раз древнюю молитву «Господи, Иисус Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» и совершают сто земных поклонов. Некоторые монахи совершают молитву в келье, другие – на улице, выйдя в пустыню и созерцая ночное небо.По окончании молитвенного правила монахи собираются в храм на богослужение, которое длится до половины четвертого утра. Все службы в обители проходят на греческом языке. Когда ночное богослужение заканчивается, все, кто на нем молился, идут перекусить. Монахи — по кельям, паломники — в монастырской трапезной.
Отдохнув, монахи в 8-9 утра расходятся по послушаниям. Обычно они занимаются садом, подметают дорожки, выполняют другие виды работ. Делают они это, несмотря на невыносимую жару, которая в Аризоне царит почти круглогодично. В 11.30 монахи собираются на обед. Затем снова работают, а в 3.30 дня опять приходят в храм на вечернее богослужение. В шесть часов вечера в монастыре объявляется отбой, который продлится до 10 вечера, когда аризонские монахи проснутся и вновь начнут молиться.
Так продолжается изо дня в день. И афонская монашеская традиция продолжает жить и развиваться на Североамериканском континенте, являя его населению красоту Православия.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о православных монахах, которые живут в американской Аризоне.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема