
О Преображении Господнем говорится в трёх Евангелиях: Матфея, Марка и Луки. Евангелисты описывают это событие очень сходно. Все трое говорят о том, что апостолы Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями того, как Христос преобразился: "просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Ученики увидели, как Сын Божий беседует с Моисеем и Илией.
Но почему именно с этими ветхозаветными праведниками?
Моисей и Илия олицетворяли собой Ветхий завет. Моисей вывел народ Израиля из египетского рабства. Именно ему на горе Синай Господь дал свод законов, по которым следовало жить, чтобы достичь праведности и чистоты. Илия обличал тех, кто предал веру своего народа и стал поклоняться языческим богам. Он яростно отстаивал истину, не боясь ни царя, ни вельмож.
Христос говорил, что "пришёл исполнить Закон и пророков", - то есть то, о чём говорилось в Ветхом Завете: в Пятикнижии Моисеевом и книгах пророков. Главное откровение заключалось в свидетельстве о грядущем приходе Спасителя. То есть Иисус подтверждал, что он и есть обещанный Мессия.
Но в этом предстоянии перед Сыном Божиим именно Моисея и Илии есть и другой смысл. В книге Исход говорится, что однажды Моисей воззвал ко Господу: "если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя...; покажи мне славу Твою". И ответил Господь Моисею: "Лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых". Моисей увидел лишь тень, отблеск Божественной Славы прошедшего мимо Господа.
Пророк Илия в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. "Выйди и стань на горе пред лицом Господним", услышал он: "и вот, Господь пройдёт; и большой и сильный ветер, сокрушающий скалы, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь".
У обоих праведников желание видеть Бога и требование к Творцу явить Себя было вызвано чрезвычайной погружённостью в духовную жизнь. И для Моисея, и для Илии Господь стал истинным средоточием всех помыслов. Оба сами стремились преобразиться так, чтобы в их жизнях действовал только Бог. И Господь откликнулся на их просьбы.
Во времена Ветхого Завета человеку невозможно было увидеть Творца, Господь лишь позволил Моисею и Илие ощутить Своё присутствие. Но на горе Фаворской ученики Христовы стали свидетелями того, о чём когда-то молили Моисей и Илия. Сын Божий воплотился и теперь апостолы созерцали Бога лицом к лицу.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











