Меня не может не радовать, что в последнее время часто вижу популяризацию многодетности в СМИ - и не только православных. Вспоминают дореволюционные большие семьи, когда отсутствие детей воспринималось как наказание Божие. Цитируют апостола Павла: "Женщина спасается чадородием". Утверждают, что "подлинное христианство в нашу эпоху наилучшим образом реализуется в многодетной семье".
Это очень правильно, и нельзя не приветствовать такую пропаганду семейных ценностей. Однако меня смущает один аспект современного бытия многодетных родителей. Нередко в современном российском обществе наличие детей в количестве больше двух - это настоящий подвиг.
Я столкнулась с этим на примере своей очень близкой подруги. Когда она в прошлом году забеременела четвёртым ребёнком, ей пришлось пережить множество очень неприятных минут. Как только её живот стал более-менее заметен, каждая соседка, каждая знакомая мамочка на детской площадке, каждый продавец в соседнем магазине считали своим долгом выразить ей нелицеприятные мысли по этому поводу. "Ты что опять беременна?? Какой ужас!!" "Куда вам столько детей?!!" - слышала она со всех сторон. Несколько раз у нее даже случился нервный срыв - сами понимаете, как непросто принимать такой негатив беременной женщине.
Я уж молчу о том, как реагировала ее родная мама, которая в принципе не понимает, зачем нужно так много детей, если двоих вполне достаточно.
И вот представьте себе психологическое состояние такой молодой многодетной матери. Слава Богу, мою подругу поддерживает муж и во всем ей помогает. Но постоянное ощущение неприязни и непонимания со стороны окружающих не прибавляет уверенности и оптимизма. Тем более ей приходится "держать лицо": надо всегда изображать, что у нее все в порядке, что ей все дается легко, потому что стоит ей лишь заикнуться о том, как непросто беременной справляться с годовалым малышом, мать сразу начинает говорить, что она сама виновата, что ее никто не просил заводить нового ребенка....
Меня в этой ситуации поражают два момента. Прежде всего, нехватка деликатности, внутренней культуры окружающих, непонимание, о чем можно говорить, о чем нет, абсолютное отсутствие ощущения границ собственной и чужой личности.
Второй момент, который меня поражает: я не понимаю, почему такое резкое неприятие многодетности со стороны большинства наших сограждан? Разве это не здорово, когда детишки появляются один за другим -- такие разные, такие интересные? За ними даже наблюдать -- одно удовольствие, как они растут, меняются. Да, материнство - это труд, иногда непростой, но ведь он вознаграждается сторицей!
Мне бы очень хотелось, чтобы мы привыкли к многодетности как к норме, чтобы нам даже казалось странным, когда в семье меньше двух детей. Моя подруга рассказала мне, с какой нежностью и любовью встретил новорожденную сестренку ее третий сынок, которому недавно исполнился год. Разве не ради таких моментов стоит жить? И пускай все окружающие говорят, что им вздумается. Я уверена: они переменят свое мнение, увидев, какая счастливая в реальности многодетная семья, как они любят друг друга и как им хорошо вместе.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема