Раньше считалось, что если девушка не вышла замуж до двадцати пяти лет, то уже никогда и не выйдет. Надежде Забеле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока. По меркам конца девятнадцатого века она давно была старой девой – косо посматривали уже на двадцатилетних незамужних девиц…
Надежда если и печалилась, то не показывала этого. Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. Её чистое и нежное сопрано покоряло даже жестокие сердца, а зрители плакали, впечатлённые её исполнением ролей.
Восторг слушателей какое-то время радовал Надежду. Но восхищение поклонников мимолётно, оно не может заменить то тепло, которое даёт семья. Поэтому в глубине души Надежда ждала того единственного, кто увидит в ней больше, чем просто певицу.
Это случилось в Петербурге на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель». Надежда играла Гретель – очаровательную девушку с проникновенным голосом. Она настолько вжилась в роль, что забыла о людях, которые сидят в зале. Поэтому Надежда испугалась, когда во время перерыва на сцену стремительно вбежал какой-то мужчина. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал её руку и воскликнул: «Прелестный голос!» Незнакомец был немолод, но красив, в его глазах светилась одухотворённость и такое искреннее восхищение, что всякий страх у девушки исчез. Стоявшая рядом актриса поспешила представить мужчину – это оказался театральный художник Михаил Врубель.
Михаил был чувствителен не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к звукам. Он был покорён навсегда, когда услышал пение Гретель в тёмном зале. Исполнительница сказочной девочки в сумраке показалась невинным ангелом, который потерялся на этой грешной земле… Когда он увидел её рядом с собой, очарование не рассеялось. Перед ним стояла самая настоящая сказка – так Михаил видел Надежду. Её глубокие тёмные глаза потом воплотятся на многих полотнах Врубеля. С той встречи в театре Надежда стала его единственной музой.
На следующий же день Врубель предложил нарисовать Надежду в образе Гретель вместе с артисткой, которая исполняла партию юного Гензеля. Добрую половину дня девушки позировали художнику. Врубель понял, что расстаться с Надеждой уже не может… И предложил ей руку и сердце. Талантливый, порывистый и искренний мужчина понравился девушке. Ему исполнилось сорок лет, но ведь и Надежде было не восемнадцать. Они оба уже знают жизнь, а значит, не наделают тех ошибок, которые так свойственны молодости. И Надежда сказала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж. Картина удалась. Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались.
С тех пор образ молодой жены появлялся на всех картинах Врубеля, а он стал посещать все её выступления. Они верили друг в друга: он – в её успех на сцене, она – в его талант художника. Им было очень хорошо вдвоём. Они не ссорились, помогали друг другу в работе, вместе ездили на гастроли и ходили на выставки. Жена стала для Михаила сказочной царевной. А Врубель стал для Надежды сказочным принцем – он не только ценил её голос и артистическое мастерство, но и любил как женщину со всей глубиной её хрупкой души.
К сожалению, их счастье продлилось недолго. Михаила сразила тяжёлая душевная и телесная болезнь. Он ослеп и несколько лет провёл в больницах, почти на ощупь рисуя жену, а потом умер. Похоронив мужа, Надежда лишилась своего единственного светоча. Сцена, зрители, аплодисменты ещё были в её жизни, но без Михаила и его метких советов, без его тепла они потеряли всю привлекательность. Долгое горе ослабило здоровье Надежды, и через три года после смерти мужа она умерла, сражённая неизлечимой в то время чахоткой.
Но любовь Михаила и Надежды продолжает жить. Достаточно взглянуть на любую картину Врубеля, где он писал свою жену, чтобы понять, каким сильным было его чувство. Записи выступлений Надежды не сохранились, зато есть её портрет на картине «Царевна-Лебедь». Взглянув на неизбывную нежность в глазах царевны, любой поймёт, что она в тот момент смотрела на самого любимого в мире человека.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема