Раньше считалось, что если девушка не вышла замуж до двадцати пяти лет, то уже никогда и не выйдет. Надежде Забеле было почти тридцать лет, а она до сих пор была одинока. По меркам конца девятнадцатого века она давно была старой девой – косо посматривали уже на двадцатилетних незамужних девиц…
Надежда если и печалилась, то не показывала этого. Она решила посвятить жизнь оперному пению и вполне преуспевала в этом. Её чистое и нежное сопрано покоряло даже жестокие сердца, а зрители плакали, впечатлённые её исполнением ролей.
Восторг слушателей какое-то время радовал Надежду. Но восхищение поклонников мимолётно, оно не может заменить то тепло, которое даёт семья. Поэтому в глубине души Надежда ждала того единственного, кто увидит в ней больше, чем просто певицу.
Это случилось в Петербурге на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель». Надежда играла Гретель – очаровательную девушку с проникновенным голосом. Она настолько вжилась в роль, что забыла о людях, которые сидят в зале. Поэтому Надежда испугалась, когда во время перерыва на сцену стремительно вбежал какой-то мужчина. Он бросился к отпрянувшей певице, поцеловал её руку и воскликнул: «Прелестный голос!» Незнакомец был немолод, но красив, в его глазах светилась одухотворённость и такое искреннее восхищение, что всякий страх у девушки исчез. Стоявшая рядом актриса поспешила представить мужчину – это оказался театральный художник Михаил Врубель.
Михаил был чувствителен не только к цветам, улавливая их тончайшие оттенки, но и к звукам. Он был покорён навсегда, когда услышал пение Гретель в тёмном зале. Исполнительница сказочной девочки в сумраке показалась невинным ангелом, который потерялся на этой грешной земле… Когда он увидел её рядом с собой, очарование не рассеялось. Перед ним стояла самая настоящая сказка – так Михаил видел Надежду. Её глубокие тёмные глаза потом воплотятся на многих полотнах Врубеля. С той встречи в театре Надежда стала его единственной музой.
На следующий же день Врубель предложил нарисовать Надежду в образе Гретель вместе с артисткой, которая исполняла партию юного Гензеля. Добрую половину дня девушки позировали художнику. Врубель понял, что расстаться с Надеждой уже не может… И предложил ей руку и сердце. Талантливый, порывистый и искренний мужчина понравился девушке. Ему исполнилось сорок лет, но ведь и Надежде было не восемнадцать. Они оба уже знают жизнь, а значит, не наделают тех ошибок, которые так свойственны молодости. И Надежда сказала, что если картина удастся, то она выйдет за него замуж. Картина удалась. Через два месяца Надежда и Михаил обвенчались.
С тех пор образ молодой жены появлялся на всех картинах Врубеля, а он стал посещать все её выступления. Они верили друг в друга: он – в её успех на сцене, она – в его талант художника. Им было очень хорошо вдвоём. Они не ссорились, помогали друг другу в работе, вместе ездили на гастроли и ходили на выставки. Жена стала для Михаила сказочной царевной. А Врубель стал для Надежды сказочным принцем – он не только ценил её голос и артистическое мастерство, но и любил как женщину со всей глубиной её хрупкой души.
К сожалению, их счастье продлилось недолго. Михаила сразила тяжёлая душевная и телесная болезнь. Он ослеп и несколько лет провёл в больницах, почти на ощупь рисуя жену, а потом умер. Похоронив мужа, Надежда лишилась своего единственного светоча. Сцена, зрители, аплодисменты ещё были в её жизни, но без Михаила и его метких советов, без его тепла они потеряли всю привлекательность. Долгое горе ослабило здоровье Надежды, и через три года после смерти мужа она умерла, сражённая неизлечимой в то время чахоткой.
Но любовь Михаила и Надежды продолжает жить. Достаточно взглянуть на любую картину Врубеля, где он писал свою жену, чтобы понять, каким сильным было его чувство. Записи выступлений Надежды не сохранились, зато есть её портрет на картине «Царевна-Лебедь». Взглянув на неизбывную нежность в глазах царевны, любой поймёт, что она в тот момент смотрела на самого любимого в мире человека.
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер








