
Крестьянин Афанасий Иванович Федченков стоял перед иконами и горячо молился. Он просил Бога сохранить своего новорождённого сына — младенца Иоанна. Прижимая к груди ребёнка, со слезами молилась и мать — Наталья Николаевна. Мальчик появился на свет всего несколько часов назад — слабым, едва живым. «До завтра может и не дотянуть», — покачала головой акушерка.
Родители спешно послали за священником, чтобы окрестить ребёнка. И случилось чудо — Ваня быстро окреп. Господь по молитвам отца и матери сохранил мальчика для славного будущего. Пройдёт время, и он станет православным подвижником, миссионером и духовным писателем. Примет монашеский постриг с именем Вениамин и будет возведён в сан митрополита. Но всё это случится позже. А пока отец и мать благодарили Бога, слушая, как их маленький сын заливисто смеётся в колыбельке, потому что старший брат Миша строит ему смешные рожицы.
На дворе был конец 19 века. Семья Федченковых жила в Ильинке — поместье дворян Боратынских в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. У господ Боратынских Афанасий Иванович служил конторщиком. Митрополит Вениамин вспоминал, что отец его был тихим и кротким. По вечерам, вернувшись с работы, он подолгу сидел на крыльце дома и смотрел на звёздное небо. Часто к нему присоединялся и Ваня. Отец показывал мальчику созвездия, рассказывал, как мудро Господь Бог устроил движения небесных светил.
Матушка митрополиту Вениамину запомнилась деловой, энергичной, сильной духом женщиной. На плечах Натальи Николаевны было домашнее хозяйство и забота о детях. А за ними, особенно за Ваней, нужен был глаз да глаз! Как-то раз они с братом Мишей увязались за матерью на речку. Наталья Николаевна стирала, а ребята побежали купаться. Ване непременно захотелось опередить старшего брата и зайти в реку глубже, чем он. Шаг, другой — и вдруг мальчик с головой ушёл под воду! Очнулся дома, в кровати. Тогда и узнал от брата, что мать кинулась за ним прямо с мостка, на котором полоскала бельё. Вытащила, откачала...
Однажды Наталья Николаевна взяла Ваню с собой в паломничество в Воронеж — к мощам святителя Митрофана. В этой поездке произошёл удивительный случай. В храме к ним подошёл монах. Благословив мальчика, он сказал матери: «Сын твой будет светочем духовным».
Наталья Николаевна запомнила эти слова. И поняла, что они начинают сбываться, когда Ваня сказал ей о своём желании стать священником. После того, как сын окончил сельскую школу, она отвезла его в Тамбов, где определила в духовное училище. Но за образование нужно было платить, а семья Федченковых жила бедно — к тому времени Афанасий Иванович скончался, и мать растила детей в одиночку. Чтобы Ваня смог выучиться, Наталия Николаевна пошла работать коровницей к помещикам Боратынским. Теперь с домашними хлопотами ей пришлось совмещать тяжёлый труд на скотном дворе. Позже митрополит Вениамин напишет, что не сразу осознал, на какую жертву пошла его мать из любви к нему.
Жертва была не напрасной — мудрым словам митрополита Вениамина внимали тысячи людей. Так, к примеру, в 1941 году он проповедовал на огромном, переполненном стадионе Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке. В проповедях и духовных произведениях митрополит часто упоминал своих родителей. «Они достойны того, чтобы сын благодарно вспоминал о них», — говорил митрополит Вениамин (Федченков).
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер